Значение слова — «а»
Чтo тaкoe или ктo тaкoй(aя) а? Что означает, смысл слова. Значение слова, опpeдeлeниe cлoвa или cлoвocoчeтaния.А1. 1. нескл., ср. Название буквы а. А прописное. Название звука, обозначаемого буквой а. А долгое. Ударное а. 2. в знач. прил. Буквенное обозначение предмета в ряду других, обозначенных буквами в порядке алфавита, в знач. первый. Пункт а параграфа десятого. Дополнительное обозначение при цифровом номере, употр. в том случае, когда несколько предметов обозначено одним номером. Дом № 15 а.
От а до зет— от начала до конца.Кто сказал а, тот должен сказать и б— совершивший какой-н. поступок должен выполнить всё, вытекающее из этого поступка.А2 [без удар.] союз. 1. противительный. Обозначает противопоставление предложений или сказуемых в предложении по несходству (чем сильнее смысловой контраст противопоставляемых слов, тем значение союза ближе к «но»). Большие ушли, а дети остались дома. Мужчина, а плачет! При отриц. обозначает противопоставление предложений и любых членов предложения, причем противительное значение более сильно. Попал не в бровь, а прямо в глаз. Тебе нужен только отдых, а не лечение. Там не потолок обвалился, а полка рухнула. Обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом «между тем»). Он сидел в тюрьме, а годы шли. Обозначает противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего. Надобно итти мимо спальни, а я боюсь. Пушкин А.С. Начинает главное предложение после придаточного уступительного или, для выражения неожиданности, после придаточного временного. Что ни говори, а любовь без надежд и требований трогает сердце женское... Пушкин А.С. Хоть он и не умен, а я его люблю. Только я вышел из ворот, а он мне навстречу. В разговоре в начале реплики обозначает противоположение, несовпадение мыслей собеседников. — К вам гости приехали. — А я и не знал. — Вам надо бросить курить. — А я только что табаку купил. Там же обозначает возражение. — Пойдем на разъезд, там сядем. — А посадят нас? Нврв. 2. присоединительный. Обозначает присоединение одного предмета к другому в последовательном изложении. Три замышлены в Вильне похода: Паз идет на поляков, а Ольгерд на пруссаков, а на русских Кестут-воевода. Пушкин А.С. То же в вопросительном перечислении. Что ты сегодня делаешь? а завтра? а послезавтра? Обозначает переход к другому предмету, более важному. Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. Нврв. Обозначает вставку пояснительного замечания (по знач. сходно с союзом «же»). С тех пор, как я его помню, а помню я его о детства,
А то—1) в таком случае, при этом условии.Лишь стало бы охоты, а то во здравье ешь до дна. Крлв.2) в противном случае, иначе.Спеши, а то опоздаешь.3) а на самом деле, а в действительности.Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днем. Крлв.4) употр. в начале реплики, содержащей в себе вежливое пожелание, предложение, уговаривание.— Налить вам чаю ? — Нет, благодарю. — А то бы выпили! или А то выпейте!5) означает согласие на что-н. после отказа, колебаний.— Не хочется больше... А то налейте еще стакан!его характер не переменился. Со словами «следовательно», «значит», «стало быть», «по тому и» присоединяет заключение, вывод. Он еще слаб после болезни, а потому и не может предпринимать больших прогулок. Обозначает присоединение неизбежного следствия к предполагаемому условию. Было бы корыто, а свиньи будут. Пословица. Обозначает внезапный переход от одной мысли к другой внутри речи одного лица (разговорный). — Проклятый сон! А всё перед лампадой старик сидит да пишет. Пушкин А.С. В начале реплики обозначает приступ к разговору о чем-н. или переход к новой теме разговора. А преинтересная, как вижу, жизнь в чужих краях. Ггль. — А как звать тебя? — Власом. — А кой тебе годик ? — Шестой миновал. Нкрсв. При сообщении о чем-н. таком, что, по мнению говорящего, должно заинтересовать собеседников, «а» возможно и в самом начале разговора, создавая впечатление продолжающейся беседы. А Петр-то Иванович, слышали? женился! 3. усилительный. В разговоре в начале реплики служит для большей выразительности или убедительности. «А дура-то врет, врет, да и правду соврет», сказала старшая сестра хозяина. Пушкин А.С. — Из чего это явствует? — А из того, что нет другого спасения. Лскв. В соединении с другими противительными союзами: впрочем, все-таки, между тем и др. — усиливает их значение.А3, вопросит. частица (разговорный). Что? как? Что ты сказал? а?
А4, междом. (разговорный). 1. Выражение догадки, удивления (произн. протяжно). А, вот оно. что! То же с оттенком иронии или злорадства. А, так вот вы как! То же в начале приветствия. А, это вы, Иван Иванович! А, здравствуйте! 2. Выражение решимости с оттенком отчаяния или досады. А, была не была, пойду! 3. При повторном обращении к кому-н., как выражение нек-рой настойчивости. Ваня, а Ваня, иди сюда!
А, ну тебя (его, вас, их, разговорный фам.)— перестань, отстань, пропади, уйди.А, ну тебя! надоел!
Материал взят: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ушакова Д.Н. (1935-1940 гг.), (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ)
А1, нескл., ср. Название первой буквы русского алфавита.
А2, союз.
I. противительный.
1. Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения, соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив. Он шутил, а я злобствовал. Пушкин, Выстрел. [Серебряков:] Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Чехов, Дядя Ваня. С правой стороны удалось прервать распространение пожара, а влево он распространялся все шире, захватывая уже десятый двор. М. Горький, Мои университеты. Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач, Песня о Волге. При отрицании служит противопоставлению однородных членов предложения или предложений так, что один из однородных членов или одно из предложений исключается другим, соответствует по значению союзу но. Бывало грустно им, а скучно не бывало. И. Крылов, Два Голубя. Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия ---, а по привычке. Тургенев, Однодворец Овсяников.
2. Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие тому, что выражено в первом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего, соответствует по значению союзам: но, однако. — За неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Достоевский, Преступление и наказание. — Учится девочка в консерватории, постоянно в хорошем обществе, а одета бог знает как. Чехов, Скучная история. Дело к весне, а мороз все жестче. Безыменский, Комсомолия. | В сочетании со словами: „между тем“, „в то же время“, „ведь“, „вот“. Здоровье ее [матушки] становилось день от дня хуже, она видимо чахла, а между тем мы с нею работали с утра до ночи. Достоевский, Бедные люди. Ко всему Шацкий как-то без смысла и цели лгал, сегодня он граф, завтра князь, а в то же время все знали, что его родня занимается в городе торговлей. Гарин-Михайловский, Студенты. [Маша:] Заложил он этот дом в банке, и все деньги забрала его жена, а ведь дом принадлежит не ему одному. Чехов, Три сестры. Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
3. Указывает на уступительный характер противопоставления предложений или их членов, соответствует по значению словам: тем не менее, всё-таки, однако. Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Блок, Не легли еще тени… Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды. | В сочетании со словами: „всё“, „всё-таки“. — Рана ваша — не опасная, а все лучше остановить кровь. Тургенев, Отцы и дети. [Жадов:] Рассказывайте, что хотите, а я все-таки женюсь и буду жить счастливо. А. Островский, Доходное место. Имея то же значение (тем не менее, всё-таки, однако), начинает главное предложение после придаточного уступительного. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть. Пушкин, Евгений Онегин. — Веришь ли, хоть и дела нет, а домой придешь весь словно изломанный! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.
II. сопоставительный. Соединяя предложения, служит сопоставлению их главных или второстепенных членов, а также предложений в целом и соответствует по смыслу выражениям: что касается, в то время как и тому подобное [Лель (поет):] Туча со громом сговаривалась: Ты, гром, греми, а я дождь разолью. А. Островский, Снегурочка. Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Тургенев, Муму. Служит сопоставлению одновременных событий, действий, соответствуя по значению словам: в это же время, между тем. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Пушкин, Евгений Онегин. Поручик говорил, а сам искоса поглядывал в стороны. Чехов, Тина. | В сочетании со словами: „между тем“, „в это время“. Попадья стала угощать меня чем бог послал. А между тем говорила без умолку. Пушкин, Капитанская дочка. Служит для указания на непредвиденное или неожиданное наступление действия во время другого действия, близок по значению словам: вдруг, вдруг в это время. [Лиза:] Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, А лошадь на дыбы. Грибоедов, Горе от ума. Опомнились косые — а перед ними и волк и волчиха зубами стучат. Салтыков-Щедрин, Самоотверженный заяц.
III. присоединительный.
1. Употребляется для присоединения предложений или членов предложения при последовательном изложении, последовательном описании ряда предметов или явлений. Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой, А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах. Пушкин, Кавказ. В конце сада был обрыв над рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. Паустовский, Дождливый рассвет.
2. Присоединяет предложения и члены предложений, связанные друг с другом временно́й последовательностью (обычно в сочетании с наречиями времени или словами, обозначающими время). [Бобчинский:] Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Гоголь, Ревизор. Мы с Ермолаем - отправились на охоту, а с охоты домой. Тургенев, Мой сосед Радилов. [Надя] пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром - покинула город. Чехов, Невеста. В этот момент ночная тишина была нарушена грохотом сильного взрыва, а затем послышались беспорядочные артиллерийские выстрелы. Степанов, Порт-Артур.
3. а) Присоединяет по связи с каким-л. членом предложения слова́, группы слов, предложения (полные и неполные), развивающие, дополняющие или поясняющие высказанную мысль. [Чацкий:] Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Грибоедов, Горе от ума. — И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? Чехов, Печенег. — Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело, не видно ни месяца, ни звезд. Марков, Строговы. Присоединяет вставные предложения, сообщающие дополнительные сведения о предмете речи. — Заметили ли вы, - что на дубе — а дуб крепкое дерево — старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Тургенев, Рудин. [Чернышевский] всегда отлично владел собою, и если страдал, — а мог ли он не страдать очень жестоко, — то всегда страдал гордо, один. Короленко, Воспоминания о Чернышевском. б) Присоединяет по связи со всей высказанной мыслью предложения и члены предложений, развивающие, дополнительно характеризующие или оценивающие сказанное. Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной признак. Помяловский, Очерки бурсы. [Тригорин:] Мы с вами едва ли еще увидимся когда-нибудь. А жаль. Чехов, Чайка. — Солдат в ад попал ---. Как быть? Осмотрелся служивый. А был не промах. Голубов, Багратион. | В сочетании со словами: „в самом деле“, „иногда“, „именно“, „сверх того“, „главное“ и тому подобное, указывающими на характер уточнения мысли, направление распространения или ограничения ее, мотивировку, оценку добавляемого и тому подобное Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пушкин, Домик в Коломне. [Петр Петрович] взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно: сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук. Достоевский, Преступление и наказание. В сочетании со словами: „значит“, „потому“, „следовательно“, „стало быть“ и тому подобное присоединяет предложения или члены предложения, в которых содержится вывод, заключение из сказанного ранее. Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. Салтыков-Щедрин, Рождественская сказка. Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем — ни слова. Чехов, Перед свадьбой. В сочетании с местоимением „всё“ присоединяет предложения или члены предложения, указывающие на причину высказанного ранее. 18 — Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Чехов, Дом с мезонином.
4. Употребляется при внезапном переходе к другой мысли, к другой теме высказывания (в речи одного лица или в диалоге). — Ну что́? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. — Скучал! — ответил Печорин, улыбаясь… — А помните наше житье-бытье в крепости? Лермонтов, Максим Максимыч. — Да и ты меня расстроила, Верочка, — очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Чернышевский, Что делать? — Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову. Чехов, Почта.
5. Употребляется в начале реплики как приступ к разговору. Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. — А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? - спросил я. Лермонтов, Бэла. — А знаешь что, мама? — сказал Володя, неожиданно поворачиваясь к матери, — знаешь, о чем я думаю? Григорович, Проселочные дороги. — А ты видела картину про композитора Глинку? Паустовский, Кордон «273».
IV. присоединительно-усилительный. Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений для усиления выразительности (часто в сочетании с местоимениями и наречиями: как, какой, сколько и тому подобное). [Городничий:] А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! Гоголь, Ревизор. Ничего не сделать, ничего не достигнуть - в продолжение целого года — значит потерять год, значит не жить в продолжение целого года. А сколько таких годов теряется у людей! Белинский, Русская литература в 1845 г. — Что ты мне рассказываешь, — не сдавался Федор Лукич. — А в книгах, а в романах что написано? Читал? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды. В начале ответов на вопросы придает бо́льшую выразительность ответу, выделяя то или иное слово. — Что это? Что это такое? — спросил он у ямщика. — А горы, — отвечал равнодушно ногаец. Л. Толстой, Казаки. [Лиза:] Борис Николаевич, что с вами? [Чепурной:] А ничего… слушаю! М. Горький, Дети солнца.
А3, частица.
1. побудительная. Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания. [Дарья:] Барышня, а барышня! Где вы тут? А. Островский, Бедная невеста.
2. вопросительная. а) Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного. — Ридель! — повторил он громко. — Ридель! — А? Что таков? — проговорил я словно спросонья. Тургенев, Стук… стук… стук! [Бубнов:] Настёнка! [Настя:] А? М. Горький, На дне. б) После предложений, требующих ответа, подтверждения и тому подобное, выражает побуждение к ответу или к действиям. — Небось я уже надоел вам, а? Чехов, Палата № 6. [Рагозин] схватил мальчика за руку и подвел к рисункам. — Смотри. Нравится, а? Федин, Необыкновенное лето. в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение. — Каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. Пушкин, Дубровский. [Полина:] Вы представьте: в четверг я еду в деревню, вдруг свистят! Даже мне свистят, а? М. Горький, Враги.
А4, междом. Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния.
1. Выражает припоминание, догадку, удивление. — Кузина, помнишь Грандисона? — Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он? Пушкин, Евгений Онегин. Потом ее как будто что озарило — да так, что она невольно шепнула: — А!.. Она вдруг догадалась, что Нежданов отвернулся от нее. Тургенев, Новь. — Подали оладьи — не ест! — А-аа!.. — удивился Костыль. — Не ест! Чехов, В овраге.
2. При встрече с кем-л. выражает узнавание. — Это кто тут? — спросил он. — А, Тонька! С. Антонов, Знакомый. Василий из коридора постучал к нему. — Да, прошу, — отозвался хозяин и обернулся навстречу. — А-а, это ты! Садись. Игишев, Шахтеры. Выражает удовольствие, радость (при виде кого-, чего-либо). — А, милый князь, нет приятнее гостя, — сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. Л. Толстой, Война и мир. — А-а-а! Андрей Ильич! Наконец-то вы к нам пожаловали! Куприн, Молох.
3. Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство. [Городничий:] Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики!» Гоголь, Ревизор. — А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа. Л. Толстой, Детство. [Татьяна Никоновна:] А! теперь тошно, а то так матери не слушаться! А. Островский, Старый друг лучше новых двух. [Попова:] Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Чехов, Медведь. — А-а, братец мой, а ты как же думал, так это тебе и сойдет с рук? Серафимович, Заяц.
4. Выражает решимость с оттенком досады. Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: — А! была не была, не с чего, так с бубен! Гоголь, Мертвые души.
5. Выражает ужас, отчаяние, боль и тому подобное — А! А!.. — закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. Л. Толстой, Война и мир. — Ааа! что я сделал! — прокричал он [Вронский]. Л. Толстой, Анна Каренина. Со стоном грохнулся кто-то за дверью. — За что бьете?.. Злодеи!.. ааа-аа!! Вересаев, К жизни.
Источник (версия для печати): Словарь русского языка: В 4 томах / РАН,Институт лингвистических исследований. Под редакцией Евгеньевой А. П. — четвёртое издание, стер. — М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999 г. , (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ)
А — в русском языке приставка, служебная морфема, применяемая для словообразования со смыслами отрицания, отсутствия признаков, смыслов, заложенных в корнях слов. Перед гласными используется в форме ан-. Большинство специалистов по лингвистике считает, что использование этой приставки заимствовано из греческого языка и употребимо лишь в заимствованных словах. Эквивалентна приставкам «без», «не».
Например:
«алогичный» = «нелогичный»
«асимметричный» = «несимметричный»
«атипичность» = «нетипичность»
«аморальность» = «безнравственность»
«анархия» = «безвластие»
«анаэробы» = «организмы, способные жить без атмосферного кислорода»
Не следует путать с:
приставкой анти-, означающей «против» (например, «антикоммунизм»)
приставкой «ана-», означающей «обратно», «вновь» (например, «анахронизм»)
Материал взят: Википедия — свободная энциклопедия