Эдуард Игоревич Аксенов Каратэ: от белого пояса к черному. Традиционная техника и приемы уличной самозащиты

Автор: Эдуард Игоревич Аксенов. Жанр: Спорт

От автора

Дорогие читатели! Эта книга станет вашим личным тренером по каратэ – одному из самых известных и самых эффективных японских единоборств. С ее помощью вы не только самостоятельно освоите базовую технику каратэ (стиль Кёкусинкай), но и приемы уличной самообороны.
В книге приведены экзаменационные требования Международной Федерации каратэ (IFK) с 10 по 1 кю, позволяющие самостоятельно изучать технические элементы для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов, разработанные Ханси Стивом Арнэйлом (9 Дан) – Президентом Международной Федерации каратэ (IFK) (Великобритания).
Для новичков базовая техника каратэ – кихон-ката – это знакомство со стилем, демонстрация четкого рисунка движений. Для аттестованных учеников и инструкторов приводится особый комплекс, который может использоваться в начале тренировки в качестве разогревающих упражнений, выполняемых с разной скоростью, либо как база, на которой строится понимание боевых искусств. Кихон-ката развивают координацию движений, концентрацию, память, быстрое мышление, скорость, выносливость, баланс. Моделирование техники за счет перестановок упражнений может быть бесконечным.
Если же аттестация не входит в ваши планы, и вы просто хотите, так сказать, «поддерживать форму», вам поможет техника нанесения основных ударов руками и ногами по «лапам» и «подушке».
Желаю вам успешных тренировок! А напутствием для вас пусть станет «крылатое» высказывание Масутацу Оямы: «Каратэ – это путь жизни, целью которого является реализация потенциальных (как физических, так и духовных) возможностей человека. Если духовная сторона каратэ игнорируется, то становится бессмысленным его физический аспект».

Часть 1
От белого пояса к черному

Глава 1
Стили каратэ

Среди всех прочих восточных единоборств у каратэ, пожалуй, больше всего направлений: Фудо-кан, Шотокан, Кёкусинкай, Дай-до-джуку каратэ-до, Асихара каратэ, Вадо-рю, Годзю-рю. Сказать, сколько стилей каратэ существует вообще, трудно.
Все стили каратэ делятся на контактные и бесконтактные. Контактные школы обучают работе в паре, бои ведутся в контакт. Бесконтактные школы – упрощенная версия боевых искусств, поединки в них лишь имитируются. Основу техники большинства школ каратэ составляют блоки, удары, ката – комплексы формальных упражнений. Некоторые школы каратэ работают с оружием. Но в основном эта «работа» носит показательный, а не прикладной характер. Причем для выступлений выбирают ката с кама, саи и другим традиционным японским оружием.
Соревнования по каратэ проводят в номинациях: ката (с оружием и без, одиночные и парные) и кумитэ (спарринг, вольный поединок).
Среди самых известных японских мастеров каратэ: Гитин Фунакоси – создатель каратэ-до; Канадзава Хирокадзу – мастер каратэ Шотокан, победитель первого всеяпонского чемпионата; Киян Тётоку – окинавский мастер каратэ, создатель школы Сёрин-рю; Ямагути Гогэн – мастер каратэ, основатель японской школы Годзю-рю; Ояма Масутацу – мастер каратэ, основатель стиля Кёкусинкай.
Каратэ, как и все восточные единоборства, воспитывает в человеке силу духа – основу всех его достижений. Для занятий каратэ нет ограничений по возрасту и полу – важны лишь внутренняя потребность и готовность идти по пути каратэ. Поэтому техника, изложенная в данной книге, универсальна и подойдет не только взрослым, но и детям.

Из истории каратэ Кёкусинкай

Высокая популярность стиля Кёкусинкай связана с феноменальными достижениями его создателя – Масутацу Оямы. Название стиля «Кёкусинкай» расшифровывается следующим образом: «кёку» означает конечность, предел; «син» – истина, реальность; «кай» – связь (собрание воедино). Следовательно, Кёкусинкай – это не просто стиль единоборства, а система боевой и психологической подготовки, духовно-нравственного воспитания человека. Школа Масутацу Оямы предусматривает эту духовно-этическую составляющую как важнейшую часть системы подготовки каратиста. На основе обобщения достижений школ японского каратэ, его китайских аналогов и других видов восточных единоборств Масутацу Ояма создал современную, усовершенствованную и постоянно обновляемую систему физической, тактико-технической и духовно-нравственной подготовки. Благодаря незаурядной личности Масутацу Оямы, его фантастическому мастерству, усилиям его сподвижников, внесших большой вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства, и широкомасштабной рекламе Кёкусинкай получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимаются более 15 миллионов человек в 140 странах мира! Однако в популяризации стиля необходимо отметить заслуги целой школы, а не только Оямы: «Широкий путь Кё-кусина не может быть творением одного человека, пусть даже гения, поскольку опыт каждого человека в отдельности ограничен и индивидуален. Сегодня, когда опубликованы воспоминания первых инструкторов Кёкусин, ближайших учеников Оямы, мы можем назвать Кёкусин детищем не только гения Оямы, но и десятков его соратников и учеников. В процессе своего развития от младенчества к зрелости это детище их усилиями претерпело множество метаморфоз, прежде чем в итоге превратилось в стройную, целостную систему технических приемов и методов обучения». Каратэ Кёкусинкай отличается от академического стиля Сётокан (бесконтактного каратэ) широким арсеналом методов ведения боя, сочетающего в себе принципы единения гибкости и силы, круговые и прямолинейные движения в реальной борьбе, а также особый путь осознания применяемых средств – включение окружающей реальности при неизменной сосредоточенности на собственном, внутреннем самосознании.
Международная Федерация Кёкусинкай существует отдельно от других организаций каратэ. Это связано с особенностью силового контактного стиля, с соответствующими квалификационными нормативами и правилами проведения соревнований, всей системой боевой подготовки и принципами ведения боя. Кёкусинкай – контактный силовой стиль. Система требований в Кёкусин находит свое отражение в экзаменах на пояса.
Путь ученика школы Кёкусин начинается с высокой дисциплины, напряженных тренировок и воспитания нравственно-духовных качеств. Своеобразная духовная клятва (клятва додзё), разработанная Масутацу Оямой, включает в себя семь заповедей, которые определяют путь достижения физического совершенства и духовной стойкости.
В тренировочной программе начинающих каратистов эти заповеди звучат следующим образом:
1. Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
2. Мы будем твердо следовать истинному смыслу избранного пути, чтобы наши чувства были всегда на готове.
3. С истинным упорством мы будем стремиться к самоутверждению в искусстве каратэ.
4. Мы будем неукоснительно соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Мы никогда не нападем первыми, но всегда готовы к защите от нападения доступными средствами, разрешенными каратисту.
5. Мы будем строго следовать заповедям наших высоких наставников и никогда не забудем истинной добродетели – скромности.
6. Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая желаний зла и насилия.
7. Всю нашу жизнь через постижение каратэ мы будем стремиться выполнить истинное назначение пути Кёкусин.
В этих заповедях проводится мысль о воздержании от насилия. В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение нарушает гармонию духа и тела каратиста, он, совершая возмездие в соответствии с мерой возмущения его покоя, действует без каких-либо эгоистических побуждений. Каратист восстанавливает обретенную им гармонию духа и тела, нарушенную спровоцированным вмешательством извне.
Стиль Кёкусин – стиль силового, атлетического единоборства – предназначен не для шоу, а для реальной борьбы. Ориентированная на реальный контакт с потенциальным противником базовая техника и особый психологический настрой служат ключом к овладению искусством свободного боя с преимущественным вниманием к технике защиты и предупреждению неблагоприятных последствий нападающих действий противника. Особенности обучения в школе Кёкусинкай позволяют уже в течение первых лет освоить наиболее простые и надежные приемы нападения и защиты. Приемы, которые обеспечивают безопасность в реальной обстановке защиты и отражения нападающих действий, включают в себя:
• освоение блоков и защитных действий, предотвращающих повреждающее или болевое воздействие;
 закалку ударных и блокирующих поверхностей систематическими упражнениями, не причиняющими травм и болезненных ощущений;
• укрепление суставов, в особенности лучезапястных и голеностопных, на которые приходится повышенная нагрузка;
• атлетическую подготовку, многократное повторение защитных действий, доведение их до высокой степени подсознательного выполнения;
 обучение системе опережающих действий, обеспечивающих быстрое перехватывание инициативы у нападающих, имеющих нестандартную для каратиста подготовку (борцы, боксеры, а также «уличные» бойцы, которые могут нанести травму, по тяжести во много раз превышающую возможные нападающие удары партнеров по каратэ).

Глава 2
Разминка

Классическая программа тренировок каратэ включает несколько этапов обучения:
1 – начальная подготовка;
2 – базовая техника, постановка техники различных ударов;
3 – отработка комбинаций ударов;
4 – тренировки высшего спортивного мастерства.
Тренировки, как правило, включают не только отработку приемов каратэ, но и упражнения по общей физической подготовке, гимнастику, упражнения на развитие гибкости и растяжки, силовые комплексы.
Начинать тренировку нужно с разминки. Разминка готовит организм к предстоящей нагрузке и занимает обычно от 8 до 10 минут (если вы занимаетесь дома самостоятельно). По вашему желанию и в зависимости от вашего уровня физической подготовки вы можете сократить или увеличить время разминки. Комплекс упражнений также может быть разнообразным: от прыжков на скакалке и бега до наклонов, поворотов корпуса, шпагата и т. д. Ни в коем случае не начинайте занятия, не размяв мышцы! Это может привести к травмам.
В этой главе приведены серии упражнений, которые часто применяются на семинарах и в школах боевых искусств в качестве разогревающих упражнений, выполняемых после обязательной разминки. Они не являются обязательными при сдаче экзаменов, но так как они включают в себя сочетания технических элементов, применяемых в кихон-ката, то ускоряют процесс изучения базовой техники каратэ.
Серии выполняются как на месте, так и в перемещениях. На месте, как правило, выполняются только серии упражнений для рук. Серии выполняются, начиная с правой руки (ноги), вначале под счет, затем без счета, тремя способами:
1. По 10 повторений каждого технического элемента, сопровождаемых возгласом «Осу!»;
2. По 2 повторения;
3. Поочередно, меняя технику с каждой сменой рук.
При выполнении серий в перемещениях используются, в основном, передняя стойка («дзэнкуцу-дати») и боевая – «дзию-камаэ». (Если вы собираетесь аттестоваться в любой из школ каратэ, сразу же запоминайте японские названия приемов, стоек, ударов и т. д. Во многих школах, кстати, занятия проводятся исключительно на японском языке. Для вашего удобства в книге приведены японские названия приемов, в конце имеется словарь). Обычно применяются перемещения на 3 шага в одну и другую стороны. На каждый шаг выполняются один или три удара (для возвращения в положение «ой»). При выполнении супер-серий (т. е. неоднократном повторении серии) рекомендуется при каждом последующем выполнении серии увеличивать темп движений.

Глава 3
Отработка ударов руками и ногами по «подушке» и «лапам»

И. п. – левосторонняя боевая стойка («дзию камаэ-дати») (фото 1).

Нанести прямой удар кулаком левой руки в средний уровень («хи-дари ой-цуки тюдан»), правая рука прикрывает голову (пальцы сжаты в кулак); левая нога на носке, пятка оторвана от пола, мышцы бедра левой ноги напряжены; 70 % веса тела на левой ноге (фото 2).

Нанести прямой удар кулаком правой руки в средний уровень («миги гяку-цуки тюдан»), в момент удара левая рука возвращается в и. п. для прикрытия головы; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 3).
Вернуться в и. п. (фото 4).


Нанести удар по дуге от головы в средний уровень перевернутым кулаком левой руки («хидари ой сито-цуки тюдан»), правая рука прикрывает голову (пальцы сжаты в кулак); левая нога на носке, пятка оторвана от пола, мышцы бедра левой ноги напряжены; 70 % веса тела на левой ноге (фото 5).

Нанести удар по дуге от головы в средний уровень перевернутым кулаком правой руки («миги гяку сито-цуки тюдан»), в момент удара левая рука возвращается в и. п. для прикрытия головы; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 6).
Вернуться в и. п. (фото 7).


Нанести удар по дуге сбоку от головы в средний уровень кулаком левой руки («хидари ой какэ-цуки тюдан») (левая рука параллельна полу), правая рука прикрывает голову (пальцы сжаты в кулак); левая нога на носке, пятка оторвана от пола, мышцы бедра левой ноги напряжены; 70 % веса тела на левой ноге (фото 8).

Нанести удар по дуге сбоку от головы в средний уровень кулаком правой руки («миги гяку какэ-цуки тюдан») (правая рука параллельна полу), в момент удара левая рука возвращается в и. п. для прикрытия головы; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 9).
Вернуться в и. п. (фото 10).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести прямой удар коленом правой ноги в средний уровень («миги хидза-гэри тюдан») (правая нога согнута, носок оттянут, бедро правой ноги с ударом поворачивается вперед под 45°); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 11).
Вернуться в и. п. (фото 12).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести круговой удар внутренней частью колена правой ноги в средний уровень («миги маваси хидза-гэри тюдан») (правая нога согнута, голень опущена вниз, бедро правой ноги с ударом по кругу поворачивается вперед под 45°); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 13).

Вернуться в и. п. (фото 14).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести круговой удар коленом правой ноги в средний уровень («миги маваси хидза-гэри тюдан») (правая нога согнута, носок оттянут, голень параллельна полу, бедро правой ноги с ударом по кругу поворачивается вперед под 45°); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 15).
Вернуться в и. п. (фото 16).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести прямой удар основанием пальцев правой ноги в средний уровень («миги маэ-гэри тюдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 17).
Вернуться в и. п. (фото 18).

С поворотом пятки правой ноги вовнутрь под 45°, нанести прямой удар ребром ступни левой ноги (большой палец оттянут вверх, остальные – вниз, ступня параллельна полу) («хидари ёко-гэри тюдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 19).

Вернуться в и. п. (фото 20).

Скрутившись на носках пятками вперед, нанести удар пяткой правой ноги по прямой линии в средний уровень («миги усиро-гэри тюдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 21–23), вернуться в и. п. (фото 24).




С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, вынести бедро согнутой правой ноги сбоку параллельно полу (носок оттянут) (фото 25).

Нанести круговой удар голенью правой ноги сверху вниз в нижний уровень («миги маваси-гэри гедан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 26).
Вернуться в и. п. (фото 27).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, вынести бедро согнутой правой ноги сбоку параллельно полу (носок оттянут) (фото 28).

Нанести круговой удар голенью правой ноги в средний уровень («миги маваси-гэри тюдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 29).
Вернуться в и. п. (фото 30).

С поворотом пятки правой ноги вовнутрь под 45°, нанести удар голенью левой ноги по бедру изнутри в нижний уровень (носок оттянут); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 31).

Вернуться в и. п. (фото 32).

И. п. – левосторонняя боевая стойка («хидари дзию камаэ-дати») (фото 33).

С поворотом пятки правой ноги вовнутрь под 45°, вынести бедро согнутой левой ноги сбоку (носок оттянут, колено направлено в верхний уровень); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 34).

Нанести круговой удар подъемом левой ноги в верхний уровень («хидари маваси-гэри дзёдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 35).
Вернуться в и. п. (фото 36).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, вынести бедро согнутой правой ноги сбоку (носок оттянут, колено направлено в верхний уровень); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 37).

Нанести круговой удар подъемом правой ноги в верхний уровень («миги маваси-гэри дзёдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 38).
Вернуться в и. п. (фото 39).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, вынести вперед бедро согнутой правой ноги (носок оттянут, пальцы на себя); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 40).

Нанести прямой удар основанием пальцев правой ноги в верхний уровень («миги маэ-гэри дзё-дан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 41).
Вернуться в и. п. (фото 42).

С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, вынести вперед бедро согнутой правой ноги (большой палец оттянут вверх, остальные – вниз, ступня параллельна полу); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 43).

Нанести прямой удар ребром ступни правой ноги (большой палец оттянут вверх, остальные – вниз, ступня параллельна полу) («миги ёко-гэри дзёдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 44).
Вернуться в и. п. (фото 45).


Скрутившись на носках пятками вперед, нанести удар пяткой правой ноги по прямой линии в верхний уровень («миги усиро-гэри дзёдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 46, 47).

Вернуться в и. п. (фото 48).


Скрутившись на носках пятками вперед, нанести круговой удар пяткой правой ноги в верхний уровень («миги усиро-маваси-гэри дзёдан»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 49, 50).


Вернуться в и. п. (фото 51).


С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести удар пяткой правой ноги изнутри сверху вниз в верхний уровень («миги ороси ути какато-гэри»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 52, 53).

Вернуться в и. п. (фото 54).


С поворотом пятки левой ноги вовнутрь под 45°, нанести удар пяткой правой ноги снаружи сверху вниз в верхний уровень («миги ороси сото какато-гэри»); руки прикрывают голову (пальцы сжаты в кулак) (фото 55, 56).


Вернуться в и. п. (фото 57).

Нанести прямой удар кулаком правой руки в верхний уровень («миги гяку-цуки дзёдан»), в момент удара левая рука прикрывает голову; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 58).

Вернуться в и. п. (фото 59).

Нанести удар по дуге от головы в верхний уровень перевернутым кулаком правой руки («миги гяку сито-цуки дзёдан»), левая рука прикрывает голову; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 60).
Вернуться в и. п. (фото 61).


Нанести удар по дуге сбоку от головы в верхний уровень кулаком правой руки («миги гяку какэ-цуки дзёдан») (правая рука параллельна полу), левая рука прикрывает голову; правая нога вкручивается с ударом на носок (фото 62, 63).

Глава 4
Базовая техника (кихон-ката)

Единственной целью каратэ является скорее развитие лучших качеств человеческого характера, чем просто физическое укрепление человека для противостояния противникам.
Масутацу Ояма

Кихон, или базовая техника, – это сердцевина каратэ. Только путем практики и повторения кихона каждый может развить силу и рефлексы для того, чтобы стать истинным мастером. Постоянные повторения по своей природе утомительны и скучны, в результате ученик вскоре теряет интерес к занятиям. Выполнение кихона само по себе недостаточно для поддержания концентрации сознания. Ученик отвлекается, и цели занятий теряют свою определенность. Поэтому, по мере сил, ищите путь для изучения этих упражнений, который позволил бы вам сохранить интерес к многократному повторению. Поставьте перед собой какую-либо конкретную задачу, доведите ваши движения до автоматизма, сконцентрируйтесь на дыхании. Это обязательно поможет вам в становлении на путь каратэ!
Ханси Стив Арнейл создал программу, явившуюся результатом его 40-летней практики, в которой он объединил отдельные технические приемы в комплексы полу-аэробных упражнений.
При этом преследовались две цели:
1. Выполняемые в начале тренировки комплексы должны играть роль разогревающих упражнений, позволяющих одновременно с усилением сердечно-сосудистой деятельности знакомить учеников с техникой, необходимой для каждой степени программы.
2. Обеспечить инструктора (или ученика) контролем за подготовкой к кумитэ через серии движений, соответствующих реальным техникам программы. Последовательное попеременное (правой и левой рукой или ногой) выполнение техник учит координации в атаке или защите, благодаря естественному ритму тела.
Комплексы (кихон-ката) выполняются как на месте, так и в перемещениях. Методика выполнения та же, что и для разогревающих серий. При выполнении на месте, техники выполняются с выходом и возвратом в «миги сантин-дати» (за исключением техник 10 кю, выполняемых в «фудо-дати»). В перемещениях в передней стойке («дзэн-куцу-дати») – обычно на три шага (в обе стороны под счет или при движении обратно – без счета). Обладатели черных поясов должны выполнять все комплексы, начиная с любой руки, а при перемещениях – менять техники на каждые три шага или один шаг.

10 КЮ (белый пояс)

Стойки: Ёй-дати, фудо-дати, дзэнкуцу-дати, утихатидзи-дати.
Степень освоения материала определяется как неоднократным принятием различных стоек и возможностью выполнения различных техник, так и при перемещениях.
Не забывайте, что при выполнении кихона выход в ёй-дати, сан-тин-дати и положение «кэри-но-ёй» выполняется на 4 счета (последний счет – киай). Все остальные стойки принимаются на 1 счет.
Кихон (как исключение, для 10 кю выполняется в фудо-дати):
1. Сэйкэн моротэ-цуки дзёдан.
2. Сэйкэн моротэ-цуки тюдан.
3. Сэйкэн моротэ-цуки гэдан.
4. Сэйкэн ой-цуки дзёдан миги.
5. Сэйкэн ой-цуки тюдан хидари.
6. Сэйкэн ой-цуки гэдан миги.
7. Сэйкэн дзёдан-укэ хидари.
8. Сэйкэн маэ гэдан-барай миги.
9. Хидза гаммэн-гэри хидари.
10. Кин-гэри миги.
Один из основных принципов кихона – поочередное выполнение техник (начиная с правой руки). По мере роста технического мастерства вводится выполнение с одной руки или ноги (только правой или только левой). Обязательное требование – кулаки во время выполнения кихона должны быть сжаты (до 5 кю включительно)!
Иппон-кумитэ (основные положения): Иппон-кумитэ выполняется из фудо-дати, с последующим выходом (отходом) в дзэнкуцу-дати и возвратом в фудо-дати. Дистанция – вытянутая до партнера рука. Атака, как правило, правой рукой. Блок, соответственно, левой.
1 атака – сэйкэн ой-цуки дзёдан. Защита и контратака – сэйкэн дзёдан-укэ + кин-гэри.
2 атака – сэйкэн ой-цуки тюдан. Защита и контратака – маэ гэдан-барай + хидза-гэри.
Все контратаки проводятся без контакта. Во всех случаях важно сохранение четких, устойчивых позиций.
Ката: Тайкёку соно ити. Упражнения:
• 10 отжиманий на сэйкэн (костяшках указательного и среднего пальцев);
• 20 подъемов из положения лежа;
• растягивающее упражнение (на 4 счета).
Теория. Ученик обязан знать:
• смысл названия школы Кёкусинкай;
• как складывать кимоно и как завязывать пояс;
• этикет Додзё (см. приложение).


И. п. – стойка «фудо-дати» (ноги на расстоянии ширины ступни, носки развернуты под 45°, пальцы рук сжаты в кулак на уровне пояса) (фото 64).

Резким движением отвести обе руки под грудь (фото 65).

С выдохом «осу» нанести удар двумя руками в верхний уровень («сэйкэн моротэ-цуки дзёдан») (фото 66).

Резким движением отвести обе руки под грудь (фото 67).

С выдохом «осу» нанести удар двумя руками в средний уровень («сэйкэн моротэ-цуки тюдан») (фото 68).

Резким движением отвести обе руки под грудь (фото 69).

С выдохом «осу» нанести удар двумя руками в нижний уровень («сэйкэн моротэ-цуки ге-дан») (фото 70).

Резким движением отвести правую руку под грудь (фото 71).

С выдохом «осу» нанести удар правой рукой в верхний уровень («сэйкэн ой-цуки дзёдан миги»), плечи держать прямо, не разворачивая (фото 72).

С выдохом «осу» нанести удар левой рукой в средний уровень («сэйкэн ой-цуки тюдан хидари»), плечи держать прямо, не разворачивая (фото 73).

С выдохом «осу» нанести удар правой рукой в нижний уровень («сэйкэн ой-цуки гедан миги»), плечи держать прямо, не разворачивая (фото 74).

Резким движением прикрыть подбородок правым кулаком, левый кулак находится под локтем правой руки. Плечи нужно держать прямо, не разворачивая (фото 75).

С поворотом плеч под 45° резким движением с выдохом «осу» сделать блок («сэйкэн дзёдан-укэ хидари») предплечьем левой руки, отведя правую под грудь (фото 76).

Резким движением выпрямить левую руку на центральную линию кулаком вниз, прикрывая пах. При этом правой рукой нужно прикрыть левое ухо, плечи держать прямо (фото 77).

Резким движением с поворотом плеч под 45° правым предплечьем с выдохом «осу» сделать нижний блок правой рукой от удара в нижний уровень («сэйкэн маэ ге-дан-барай миги») (фото 78).
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента