Чёрная книга капитализма
Автор: А. И. Донченко. Жанр: ПолитикаСкачать и купить книгу в форматах: FB2, EPUB, iOS.EPUB, HTML, RTF и многие другие.
Предисловие
Капитализм явился результатом всемирно-исторического развития и пришел на смену феодальным экономическим и социальным отношениям, а также феодальным политическим институтам. Закономерность капитализма не подлежит никакому сомнению.
Капитализм как социально-экономический и общественно-политический строй явился для народов разных стран со своими новыми, развивающимися, ярко выраженными существенными чертами: господством частной собственности на все виды ресурсов, массовым применением наемного труда, свободой предпринимательства и рынка, со своими социальными, политическими компонентами и надстройками: либерализмом, консерватизмом, индивидуализмом, конкуренцией, социал-демократизмом и др.
Почти полутысячелетняя практика капитализма и накопленный огромный массив конкретно-исторического материала позволяет изучить, проанализировать и научно обобщить его, сделать определенные выводы и учесть поучительные уроки этого этапа в развитии человеческого общества.
Будет неправомерно судить народы капиталистических стран и целые столетия человеческой жизни, также как судить феодализм, рабовладельческий строй и первобытно-общинный, хотя при нем процветало даже людоедство. Как отмечал еще А.Сен-Симон, рабовладение было несомненным прогрессом, поскольку человека уже не убивали, а заставляли работать на другого человека.
В истории было много событий и явлений, которые не могут быть одобрены с позиций современного международного права и общепринятой морали. Можно было бы предъявить претензии к нынешней Швеции за набеги викингов, к Испании за преступления конкистадоров в Америке, ко всей Западной Европе за крестовые походы, и за многое другое. Действительно, «всемирная история – это во многом история бесконечных войн, грабежей и насилия».[1] Наша задача исследовать общественно-экономический строй, показать его особенности, сущность, его способность к дальнейшему прогрессу. Но мы не можем не признавать и тем более скрывать действительные преступления капитализма, которых накопилось так много, что в одной книге их невозможно ни подробно описать, ни даже перечислить. Эта черная сторона капиталистических реалий позволяет нам создать адекватную картину того, что представляет собой капиталистический строй. Не случайно сами капиталисты не очень – то любят называть себя капиталистами, а предпочитают пользоваться более привлекательными терминами – предприниматели, бизнесмены, демократы, прогрессисты, деловые люди и т. д.
Генезис капитализма уже неоднократно подвергался специальным исследованиям, показавшим, что этот процесс возник еще в недрах феодализма и начинался как сугубо экономическое, а затем и социальное явление.[2] Первыми странами, где капитализм прослеживается уже в XIV в. стали Италия и Нидерланды. В Италии, – в то время первой стране Европы по численности населения, он прослеживается в городах Севера страны и наблюдается в развитии ремесленного производства, банковском деле, внутренней и внешней торговле. Именно здесь можно говорить о преобладании города над деревней, тогда как в остальной части Европы в это время имела место совсем другая картина. Именно в Италии в крупных городах-государствах, таких как Болонья, Лука, Сиена, Флоренция и др. можно уже в XIV в. говорить о наличии капиталистических отношений. Именно в Италии впервые в истории вводится в употребление слово «капитал». В этой стране можно наблюдать накопление денежных масс в руках немногих, с одной стороны, и армию наемных рабочих, пополнявшихся за счет обезземеленных крестьян и разорившихся ремесленников, с другой. Хорошо известны колониальные устремления таких городов как Венеция и Генуя.
В Италии появляются мануфактуры капиталистического типа, а также, прежде всего во Флоренции, капиталистические компании. Быстрое социально-экономическое развитие Италии стало основой для колоссального взлета ее культуры, известного под названием Возрождения. Однако итальянский капитализм уже в самом своем начале показал и свои негативные черты. Мануфактурное производство привело к заметному усилению эксплуатации рабочих. Заработная плата была низкой. Продолжительность рабочего дня доходила до 16 часов. Хозяева имели право на внеэкономическое принуждение, то есть право наказания рабочих. Это вызвало не только первые в истории забастовки рабочих, но и первые рабочие восстания, относящиеся еще к XIV веку. Капитализм порождал сопротивление с самого своего зарождения. Это сопротивление наблюдается и в деревне, где шел процесс первоначального накопления, и в городе.
Эволюционный итальянский капитализм также не смог противостоять феодальной реакции. Прежде всего потому, что капитализм распространялся на ограниченные районы северной Италии и физически не мог возобладать над объединенными силами светских феодалов и церкви. Этому способствовало и перемещение торговых путей, и падение роли средиземноморской торговли. Сворачивается промышленность и денежные капиталы вкладываются в земельную собственность и ростовщичество. Экономическое ослабление Италии еще больше усиливает ее раздробленность и ослабляет ее возможность противостоять внешней опасности. В XVII–XVIII вв. в стране наблюдается глубокий экономический упадок, особенно в промышленности. Победа капиталистических отношений произойдет только в XIX веке. Только в этом веке будет ликвидирована и раздробленность Италии.[3]
Иная судьба ожидала другую страну раннего капитализма – Нидерланды. Эволюционному пути итальянского капитализма здесь был противопоставлен путь революции. Капиталистические отношения здесь возникли в области мореходства, судостроения, рыболовства и в связанных с ними ремеслах. В деревне стала преобладать денежная рента. Все большее распространение получает капиталистическая аренда, капиталистическое фермерство и свободное землевладение. Молодая голландская буржуазия, получившая свою идеологию в форме кальвинизма вошла в противоречие с феодальной Испанией. Данное противоречие вылилось в 1566 г. в Нидерландскую революцию.
Эта революция считается первой победоносной буржуазной революцией. На некоторое время она привела к явной гегемонии Голландии в области развития капитализма. Страна лидировала в кораблестроении, рыболовстве, шерстоткачестве, производстве шелка, бархата и т. д. Торговый флот этой страны был почти вдвое более значительным, чем флот Англии и Франции вместе взятых. Голландия вышла на первое место в области внешней торговли. Как писал видный специалист в области экономической истории, французский исследователь капитализма Ф.Бродель, «около 1650 года (примем в качестве ориентира эту дату) центром мира является маленькая Голландия или, точнее, Амстердам».[4]
Важной особенностью этой страны стало также создание Голландской колониальной империи. Подобные империи имели уже Испания и Португалия, но Голландия стала первой буржуазной страной основавшей такую империю. Таким образом, колониализм был тесно связан с капитализмом.
В создании Голландской колониальной империи сыграли особую роль крупные торговые компании – Ост-Индская и Вест-Индская. В начале 90-х гг. XVI в. голландские экспедиции появились у берегов Западной Африки, а также Южной Америки. Начинается проникновение голландского капитала в эти регионы. Во второй половине 90-х гг. того же века голландцы достигают современной Индонезии и начинают основание там своих факторий. В этом регионе голландцы вступают в конфликт с испанцами и португальцами. Создание империи, таким образом, стало сопровождаться вооруженными столкновениями не только с народами покоряемых земель, но и с другими претендентами на колониальные захваты.
На вновь захваченные земли голландская буржуазия несла не капиталистические отношения, а приемы феодальной и даже рабовладельческой эксплуатации. Колонизаторы расправлялись с непокорными и опирались на служившие им феодальные прослойки в районах примыкавших к Тихому, Индийскому и Атлантическому океанам.
Голландские капиталисты активно занимались работорговлей, которая приносила им значительные доходы. Так, только в Бразилию в 1636–1645 гг. было ввезено свыше 23 тыс. рабов, которые преимущественно использовались на местных плантациях. Вообще, еще одной особенностью голландского капитализма было то, что численность рабов в голландских колониях, нередко, превышала количество белых голландских колонистов. Для голландского капитализма был характерен в первую очередь торговый капитал и в этом отношении он отличался от английского капитализма, в котором на первое место вскоре вышел капитал промышленный. Это привело к промышленному отставанию Голландии от Англии и к последующей потере многих позиций в колониальном мире. Англо-голландские войны 1652–1654, 1665–1667, 1672–1674 гг., приведшие к усилению Англии и ослаблению Голландии, были первыми войнами между государствами победившего капитализма. Они дополнялись голландско-испанскими войнами XVI–XVII вв., а также войнами с Францией в XVII–XVIII вв. Колониализм, работорговля, опора на местах на феодальные верхи, бесконечные войны – характерные особенности истории первой страны победившего капитализма.[5]
В эпоху Нидерландской революции и даже несколько раньше была предпринята еще одна революционная попытка ликвидации феодальных порядков. Речь идет о крестьянской войне в Германии в 1524–1525 гг., которую многие специалисты относят к категории революций, революций незавершенных. Вооруженные крестьянские выступления произошли в эпоху Реформации, идеи которой стали идеологической основой движения. События крестьянской войны отмечены сочетанием протеста крестьянской массы и бюргерских кругов, прежде всего городских низов.
Германия тогда была раздробленной страной, степень экономического развития различных ее районов была разной. Однако капиталистические элементы были уже хорошо заметны. К началу XVI в. можно говорить о ранних формах капиталистического развития в Германии, что прослеживается прежде всего в горной промышленности, которая познала тогда период заметного подъема и вывела эту страну на первое место в Европе по производству благородных металлов. Капиталистические элементы прослеживаются в текстильной промышленности, в зародившемся именно в Германии книгопечатании. Появляются крупные торгово-ростовщические фирмы, все шире применяется наемный труд. Заметные изменения происходят в германских городах, где выделяется прослойка предпринимателей, не связанных с цеховой организацией, и все более расширявшиеся слои городских низов вынужденных работать по найму.
Попытка революционным путем сбросить власть феодалов в Германии оказалась неудачной. Во время крестьянской войны погибает более 100 тысяч восставших. Как и в Италии верх берет феодальная реакция и раздробленность страны еще более усиливается. В восточных районах Германии происходит так называемое второе издание крепостничества. Процесс перехода Германии к капитализму затянулся на столетия и окончательно завершился лишь в XIX веке. Серьезным ударом по Германии стала Тридцатилетняя война 1618–1648 г. упрочившая раздробленность и приведшая к опустошению многих районов страны. Незавершенной стала и революция 1848 г. в Германии и поэтому переход к капитализму сопровождался целым рядом буржуазных реформ, что наложило свой отпечаток на характер германского капитализма.[6] О победившем немецком капитализме еще предстоит особый разговор.
Хотя бы беглое рассмотрение ситуации в тех странах, где победил ранний капитализм или была предпринята радикальная попытка его утверждения позволяет сделать некоторые выводы. При всем том, что элементы капитализма, а затем и капиталистический уклад зарождаются в недрах феодальных отношений, буржуазия, отнюдь, не отказывалась от силового варианта взятия власти. Более того, такой путь был закономерным поскольку феодальные круги не желали потери своего господства. На ранних этапах своего развития капитализма формируется и психологический тип буржуа, тип весьма противоречивый. Экономическая инициатива, предприимчивость сочетались со стремлением к наживе любой ценой, склонностью к обману, надувательству. Не случайно у многих народов торговля не относилась к достойным занятиям. А в древнегреческой мифологии Гермес – бог торговли и прибыли являлся также покровителем плутовства и воровства.
Ранняя буржуазия формирует свою собственную мораль, но одно дело следование этой морали до получения буржуазией политической власти, другое дело – после, когда собственность сочеталась с реальной, порой, неограниченной властью. Как писал Ф.Бродель, именно при капитализме начинают играть особую роль города и деньги, более того, как он особо подчеркивал, «города и деньги являются одновременно и двигателем, и показателем развития; они вызывают изменения и указывают на них».[7] Но деньги становятся для буржуазии самоцелью и никакая мораль не могла ограничить алчные устремления воротил бизнеса.
Что касается городов, то туда перемещается не только центр экономической жизни, но и центр столкновения труда и капитала. Именно там столетиями сталкивается буржуа и наемный работник и именно там разыгрались крупнейшие революции за всю историю человечества.
Важнейшими этапами формирования и становления капитализма и капиталистических отношений явились: Английская буржуазная революция XVII века, война за независимость в США, Великая французская революция конца XVIII века, и серия буржуазных революций в XIX веке.
Тот факт, что в капиталистическую эпоху произошло более 100 революций является убедительным свидетельством их объективности и неизбежности. Уже ранний капитализм продемонстрировал также и тенденцию к экспансии, причем экспансионизм был характерен не только для торгового, но и промышленного капитала. Как подчеркивает современный американский профессор политологии М.Паренти, «капитализм, экспансионист по природе, не склонен оставаться дома» и, продолжает тот же автор далее, «погоня за природными ресурсами – не единственная причина зарубежной экспансии капитализма».[8] Это утверждение прослеживается и на примерах итальянской, и на примерах голландской истории, но особенно отчетливо заметно при ознакомлении с историей английского капитализма, на котором, как и на примерах ряда других капиталистических стран, мы остановимся особо.
Капитализм показал себя более эффективно чем все предшествующие ему экономические системы в ускорении экономического роста, темпах технического перевооружения и совершенствования производства.
В то же время в конце XIX в начале XX века явно обнаружились и неразрешимые проблемы:
Свободная конкуренция и рынок не являются полностью саморегулирующим механизмом и не могут обеспечить устойчивой жизни в капиталистических странах;
Растет разрыв между доходами предпринимателей и рабочих, что приводит к созданию устойчивых групп богатого и бедного населения, в результате чего возникают и не прекращаются социальные конфликты;.
В условиях жесткой конкуренции и погоней за прибылью часть предприятий закрывается и увеличивается количество безработных.
Капиталистическое государство уже не в состоянии поддерживать нормальный уровень жизни своих граждан без вмешательства в экономику, без регулирования экономических процессов и даже без увеличения доли государственной собстенности в жизнеобеспечивающих отраслях. Капитализм вынужден приспосабливаться, изменяться и уже в некоторых странах представляться «смешанным». Но это не исключает проявления черных сторон его сущности, что и наблюдается в ряде стран.
Капитализм как социально-экономический и общественно-политический строй явился для народов разных стран со своими новыми, развивающимися, ярко выраженными существенными чертами: господством частной собственности на все виды ресурсов, массовым применением наемного труда, свободой предпринимательства и рынка, со своими социальными, политическими компонентами и надстройками: либерализмом, консерватизмом, индивидуализмом, конкуренцией, социал-демократизмом и др.
Почти полутысячелетняя практика капитализма и накопленный огромный массив конкретно-исторического материала позволяет изучить, проанализировать и научно обобщить его, сделать определенные выводы и учесть поучительные уроки этого этапа в развитии человеческого общества.
Будет неправомерно судить народы капиталистических стран и целые столетия человеческой жизни, также как судить феодализм, рабовладельческий строй и первобытно-общинный, хотя при нем процветало даже людоедство. Как отмечал еще А.Сен-Симон, рабовладение было несомненным прогрессом, поскольку человека уже не убивали, а заставляли работать на другого человека.
В истории было много событий и явлений, которые не могут быть одобрены с позиций современного международного права и общепринятой морали. Можно было бы предъявить претензии к нынешней Швеции за набеги викингов, к Испании за преступления конкистадоров в Америке, ко всей Западной Европе за крестовые походы, и за многое другое. Действительно, «всемирная история – это во многом история бесконечных войн, грабежей и насилия».[1] Наша задача исследовать общественно-экономический строй, показать его особенности, сущность, его способность к дальнейшему прогрессу. Но мы не можем не признавать и тем более скрывать действительные преступления капитализма, которых накопилось так много, что в одной книге их невозможно ни подробно описать, ни даже перечислить. Эта черная сторона капиталистических реалий позволяет нам создать адекватную картину того, что представляет собой капиталистический строй. Не случайно сами капиталисты не очень – то любят называть себя капиталистами, а предпочитают пользоваться более привлекательными терминами – предприниматели, бизнесмены, демократы, прогрессисты, деловые люди и т. д.
Генезис капитализма уже неоднократно подвергался специальным исследованиям, показавшим, что этот процесс возник еще в недрах феодализма и начинался как сугубо экономическое, а затем и социальное явление.[2] Первыми странами, где капитализм прослеживается уже в XIV в. стали Италия и Нидерланды. В Италии, – в то время первой стране Европы по численности населения, он прослеживается в городах Севера страны и наблюдается в развитии ремесленного производства, банковском деле, внутренней и внешней торговле. Именно здесь можно говорить о преобладании города над деревней, тогда как в остальной части Европы в это время имела место совсем другая картина. Именно в Италии в крупных городах-государствах, таких как Болонья, Лука, Сиена, Флоренция и др. можно уже в XIV в. говорить о наличии капиталистических отношений. Именно в Италии впервые в истории вводится в употребление слово «капитал». В этой стране можно наблюдать накопление денежных масс в руках немногих, с одной стороны, и армию наемных рабочих, пополнявшихся за счет обезземеленных крестьян и разорившихся ремесленников, с другой. Хорошо известны колониальные устремления таких городов как Венеция и Генуя.
В Италии появляются мануфактуры капиталистического типа, а также, прежде всего во Флоренции, капиталистические компании. Быстрое социально-экономическое развитие Италии стало основой для колоссального взлета ее культуры, известного под названием Возрождения. Однако итальянский капитализм уже в самом своем начале показал и свои негативные черты. Мануфактурное производство привело к заметному усилению эксплуатации рабочих. Заработная плата была низкой. Продолжительность рабочего дня доходила до 16 часов. Хозяева имели право на внеэкономическое принуждение, то есть право наказания рабочих. Это вызвало не только первые в истории забастовки рабочих, но и первые рабочие восстания, относящиеся еще к XIV веку. Капитализм порождал сопротивление с самого своего зарождения. Это сопротивление наблюдается и в деревне, где шел процесс первоначального накопления, и в городе.
Эволюционный итальянский капитализм также не смог противостоять феодальной реакции. Прежде всего потому, что капитализм распространялся на ограниченные районы северной Италии и физически не мог возобладать над объединенными силами светских феодалов и церкви. Этому способствовало и перемещение торговых путей, и падение роли средиземноморской торговли. Сворачивается промышленность и денежные капиталы вкладываются в земельную собственность и ростовщичество. Экономическое ослабление Италии еще больше усиливает ее раздробленность и ослабляет ее возможность противостоять внешней опасности. В XVII–XVIII вв. в стране наблюдается глубокий экономический упадок, особенно в промышленности. Победа капиталистических отношений произойдет только в XIX веке. Только в этом веке будет ликвидирована и раздробленность Италии.[3]
Иная судьба ожидала другую страну раннего капитализма – Нидерланды. Эволюционному пути итальянского капитализма здесь был противопоставлен путь революции. Капиталистические отношения здесь возникли в области мореходства, судостроения, рыболовства и в связанных с ними ремеслах. В деревне стала преобладать денежная рента. Все большее распространение получает капиталистическая аренда, капиталистическое фермерство и свободное землевладение. Молодая голландская буржуазия, получившая свою идеологию в форме кальвинизма вошла в противоречие с феодальной Испанией. Данное противоречие вылилось в 1566 г. в Нидерландскую революцию.
Эта революция считается первой победоносной буржуазной революцией. На некоторое время она привела к явной гегемонии Голландии в области развития капитализма. Страна лидировала в кораблестроении, рыболовстве, шерстоткачестве, производстве шелка, бархата и т. д. Торговый флот этой страны был почти вдвое более значительным, чем флот Англии и Франции вместе взятых. Голландия вышла на первое место в области внешней торговли. Как писал видный специалист в области экономической истории, французский исследователь капитализма Ф.Бродель, «около 1650 года (примем в качестве ориентира эту дату) центром мира является маленькая Голландия или, точнее, Амстердам».[4]
Важной особенностью этой страны стало также создание Голландской колониальной империи. Подобные империи имели уже Испания и Португалия, но Голландия стала первой буржуазной страной основавшей такую империю. Таким образом, колониализм был тесно связан с капитализмом.
В создании Голландской колониальной империи сыграли особую роль крупные торговые компании – Ост-Индская и Вест-Индская. В начале 90-х гг. XVI в. голландские экспедиции появились у берегов Западной Африки, а также Южной Америки. Начинается проникновение голландского капитала в эти регионы. Во второй половине 90-х гг. того же века голландцы достигают современной Индонезии и начинают основание там своих факторий. В этом регионе голландцы вступают в конфликт с испанцами и португальцами. Создание империи, таким образом, стало сопровождаться вооруженными столкновениями не только с народами покоряемых земель, но и с другими претендентами на колониальные захваты.
На вновь захваченные земли голландская буржуазия несла не капиталистические отношения, а приемы феодальной и даже рабовладельческой эксплуатации. Колонизаторы расправлялись с непокорными и опирались на служившие им феодальные прослойки в районах примыкавших к Тихому, Индийскому и Атлантическому океанам.
Голландские капиталисты активно занимались работорговлей, которая приносила им значительные доходы. Так, только в Бразилию в 1636–1645 гг. было ввезено свыше 23 тыс. рабов, которые преимущественно использовались на местных плантациях. Вообще, еще одной особенностью голландского капитализма было то, что численность рабов в голландских колониях, нередко, превышала количество белых голландских колонистов. Для голландского капитализма был характерен в первую очередь торговый капитал и в этом отношении он отличался от английского капитализма, в котором на первое место вскоре вышел капитал промышленный. Это привело к промышленному отставанию Голландии от Англии и к последующей потере многих позиций в колониальном мире. Англо-голландские войны 1652–1654, 1665–1667, 1672–1674 гг., приведшие к усилению Англии и ослаблению Голландии, были первыми войнами между государствами победившего капитализма. Они дополнялись голландско-испанскими войнами XVI–XVII вв., а также войнами с Францией в XVII–XVIII вв. Колониализм, работорговля, опора на местах на феодальные верхи, бесконечные войны – характерные особенности истории первой страны победившего капитализма.[5]
В эпоху Нидерландской революции и даже несколько раньше была предпринята еще одна революционная попытка ликвидации феодальных порядков. Речь идет о крестьянской войне в Германии в 1524–1525 гг., которую многие специалисты относят к категории революций, революций незавершенных. Вооруженные крестьянские выступления произошли в эпоху Реформации, идеи которой стали идеологической основой движения. События крестьянской войны отмечены сочетанием протеста крестьянской массы и бюргерских кругов, прежде всего городских низов.
Германия тогда была раздробленной страной, степень экономического развития различных ее районов была разной. Однако капиталистические элементы были уже хорошо заметны. К началу XVI в. можно говорить о ранних формах капиталистического развития в Германии, что прослеживается прежде всего в горной промышленности, которая познала тогда период заметного подъема и вывела эту страну на первое место в Европе по производству благородных металлов. Капиталистические элементы прослеживаются в текстильной промышленности, в зародившемся именно в Германии книгопечатании. Появляются крупные торгово-ростовщические фирмы, все шире применяется наемный труд. Заметные изменения происходят в германских городах, где выделяется прослойка предпринимателей, не связанных с цеховой организацией, и все более расширявшиеся слои городских низов вынужденных работать по найму.
Попытка революционным путем сбросить власть феодалов в Германии оказалась неудачной. Во время крестьянской войны погибает более 100 тысяч восставших. Как и в Италии верх берет феодальная реакция и раздробленность страны еще более усиливается. В восточных районах Германии происходит так называемое второе издание крепостничества. Процесс перехода Германии к капитализму затянулся на столетия и окончательно завершился лишь в XIX веке. Серьезным ударом по Германии стала Тридцатилетняя война 1618–1648 г. упрочившая раздробленность и приведшая к опустошению многих районов страны. Незавершенной стала и революция 1848 г. в Германии и поэтому переход к капитализму сопровождался целым рядом буржуазных реформ, что наложило свой отпечаток на характер германского капитализма.[6] О победившем немецком капитализме еще предстоит особый разговор.
Хотя бы беглое рассмотрение ситуации в тех странах, где победил ранний капитализм или была предпринята радикальная попытка его утверждения позволяет сделать некоторые выводы. При всем том, что элементы капитализма, а затем и капиталистический уклад зарождаются в недрах феодальных отношений, буржуазия, отнюдь, не отказывалась от силового варианта взятия власти. Более того, такой путь был закономерным поскольку феодальные круги не желали потери своего господства. На ранних этапах своего развития капитализма формируется и психологический тип буржуа, тип весьма противоречивый. Экономическая инициатива, предприимчивость сочетались со стремлением к наживе любой ценой, склонностью к обману, надувательству. Не случайно у многих народов торговля не относилась к достойным занятиям. А в древнегреческой мифологии Гермес – бог торговли и прибыли являлся также покровителем плутовства и воровства.
Ранняя буржуазия формирует свою собственную мораль, но одно дело следование этой морали до получения буржуазией политической власти, другое дело – после, когда собственность сочеталась с реальной, порой, неограниченной властью. Как писал Ф.Бродель, именно при капитализме начинают играть особую роль города и деньги, более того, как он особо подчеркивал, «города и деньги являются одновременно и двигателем, и показателем развития; они вызывают изменения и указывают на них».[7] Но деньги становятся для буржуазии самоцелью и никакая мораль не могла ограничить алчные устремления воротил бизнеса.
Что касается городов, то туда перемещается не только центр экономической жизни, но и центр столкновения труда и капитала. Именно там столетиями сталкивается буржуа и наемный работник и именно там разыгрались крупнейшие революции за всю историю человечества.
Важнейшими этапами формирования и становления капитализма и капиталистических отношений явились: Английская буржуазная революция XVII века, война за независимость в США, Великая французская революция конца XVIII века, и серия буржуазных революций в XIX веке.
Тот факт, что в капиталистическую эпоху произошло более 100 революций является убедительным свидетельством их объективности и неизбежности. Уже ранний капитализм продемонстрировал также и тенденцию к экспансии, причем экспансионизм был характерен не только для торгового, но и промышленного капитала. Как подчеркивает современный американский профессор политологии М.Паренти, «капитализм, экспансионист по природе, не склонен оставаться дома» и, продолжает тот же автор далее, «погоня за природными ресурсами – не единственная причина зарубежной экспансии капитализма».[8] Это утверждение прослеживается и на примерах итальянской, и на примерах голландской истории, но особенно отчетливо заметно при ознакомлении с историей английского капитализма, на котором, как и на примерах ряда других капиталистических стран, мы остановимся особо.
Капитализм показал себя более эффективно чем все предшествующие ему экономические системы в ускорении экономического роста, темпах технического перевооружения и совершенствования производства.
В то же время в конце XIX в начале XX века явно обнаружились и неразрешимые проблемы:
Свободная конкуренция и рынок не являются полностью саморегулирующим механизмом и не могут обеспечить устойчивой жизни в капиталистических странах;
Растет разрыв между доходами предпринимателей и рабочих, что приводит к созданию устойчивых групп богатого и бедного населения, в результате чего возникают и не прекращаются социальные конфликты;.
В условиях жесткой конкуренции и погоней за прибылью часть предприятий закрывается и увеличивается количество безработных.
Капиталистическое государство уже не в состоянии поддерживать нормальный уровень жизни своих граждан без вмешательства в экономику, без регулирования экономических процессов и даже без увеличения доли государственной собстенности в жизнеобеспечивающих отраслях. Капитализм вынужден приспосабливаться, изменяться и уже в некоторых странах представляться «смешанным». Но это не исключает проявления черных сторон его сущности, что и наблюдается в ряде стран.
Великобритания
В истории капитализма Англии принадлежит особая роль. Англия не была первой страной победившего капитализма, но уже во второй половине XVII в. она становится капиталистическим авангардом и сохраняет такую роль до конца XIX в. Более того, и позднее, вплоть до наших дней, роль Англии оставалась весьма заметной, накладывая заметный отпечаток на мировые процессы и в области экономики, и в области политики. Англию принято считать классической страной капитализма. Капитализм в ней развивался органически, без особого внешнего воздействия и уже изучение истории одной этой страны позволяет понять сущность капитализма как такового, а также и многие его немаловажные детали.
В Англии в классических формах шел процесс первоначального накопления и сам этот термин (previous accumulation) впервые применил английский экономист А.Смит. Важную роль в первоначальном накоплении в Англии сыграли так называемые огораживания, ставшие основой этого накопления и выражавшиеся в массовой экспроприации крестьянства крупными землевладельцами. Первые огораживания в Англии отмечены еще в XIII в. и продолжались они до начала XIX в. С конца XV в. огораживания приобрели капиталистический характер, ибо развитие суконной промышленности чрезвычайно возвысило цены на шерсть и землевладельцы пошли по пути превращения в пастбища не только общинных пастбищных, но и общинных пахотных земель. Не случайно по поводу огораживаний говорили, что «овцы поели людей»
Именно в суконной промышленности началось зарождение капиталистических отношений в Англии и производство тканей как на внутренний, так и на внешний рынок требовало все большего развития овцеводства и, в связи с этим, все большего отрыва крестьян от земли. В этих условиях отпала необходимость в крепостном праве, в крестьянской общине, да и в крестьянине-пахаре.
Крестьяне не только изгонялись со своих земельных участков, но и выселялись из домов, в которых они проживали, поскольку собственниками домов считались, нередко, крупные землевладельцы. Пауперизация английского крестьянства стала непременным атрибутом молодого английского капитализма. Она приводила к массовому нищенству, бродяжничеству, распространению голодовок и болезней и как результат к повышенной смертности. Толпы нищих бродили по дорогам Англии, обитая в лесах и трущобах. Столица страны – Лондон в этом отношении не являлась исключением. Стремительно сокращалось количество крестьян-общинников. Крупные землевладельцы или сами непосредственно занимались хозяйством, нанимая бедняков и батраков, или сдавали свои земли арендаторам. В этих условиях идет процесс увеличения числа фермеров. Складывается известная английская трехзвенная система – собственник, арендатор, батрак.
Против крестьян, ущемленных в процессе огораживаний в конце XV–XVI вв. были приняты специальные законы, названые К. Марксом в «Капитале» «кровавым законодательством против экспроприированных». Эти законы предписывали систему жестоких мер против крестьян согнанных с земли. Их подвергали клеймлению, отрезали половину уха, обращали в рабство, поначалу на ограниченное время, а если следовал побег, то их превращали в пожизненных рабов, а в случае нового побега казнили. Особенно жестокими были специальные статуты 1536 и 1547 гг.
Эти законодательные акты усилили сопротивление английских низов, которые ответили на них многочисленными восстаниями. Наиболее крупным из них стало восстание Роберта Кета в Восточной Англии в 1549 г., а затем восстания в Девоншире, Уилтшире, восстание в центральной Англии в 1607 г. и др.
Восстания в разных районах Англии вынудили английское правительство обратить внимание на положение нищих и бедняков. В 1563 г. был принят закон о принудительном взыскании средств на содержание бедняков по приходам. Новым законом 1576 г. предусматривалось создание в каждом приходе специальных работных домов, в которых способные к исполнению работ нищие обязывались в принудительном порядке трудиться в каторжных условиях. Избиение плетьми стало нормой содержания людей в таких местах.
Работные дома просуществовали в Англии до XX века. Парламент законодательным постановлением 1597 г. сформулировал постановление о бедняках и бродягах, действовавшее до 1814 г., а в 1834 г. был принят новый «Закон о бедных», предусматривавший упразднение системы выплаты приходами соответствующих пособий по бедности. Средства приходов направлялись на содержание работных домов, куда по-прежнему направлялись бедняки, не имевшие необходимых средств для существования.
Содержание в работных домах мало отличались от тюремных. Антисанитария, тяжелый каждодневный труд, зверства надзирателей стали характерным явлением для работных домов. Не случайно их прозвали «бастилиями для бедных». Сама угроза помещения в работные дома была направлена на устрашение рабочих, которые были вынуждены соглашаться на любые условия работы на фабриках и заводах, и, тем самым, заметно понижала заработную плату. Движения низов, нередко, были направлены и против работных домов, которые их или разрушали или мешали возводить новые. Таким образом, принудительный труд существовал в передовой капиталистической стране в течение нескольких сотен лет.
В Англии, как и в Голландии, победа капиталистических отношений была одержана путем революции, хотя до этого столетиями шло смыкание буржуазии и господствовавшего дворянства. Как отмечал Ф.Бродель, «буржуазия» в течение веков паразитировала на этом привилегированном классе, жила при нем, обращая себе на пользу его ошибки, его роскошь, его праздность, его непредусмотрительность, стремясь, часто с помощью ростовщичества, присвоить себе его богатства, проникая в конце концов в его ряды и тогда сливаясь с ним».[9]
Английская революция середины XVII в. была сложным и кровавым процессом породившим две гражданские войны. Первая из них началась в начале 40-х гг. и была отмечена рядом жестоких сражений (Эджхилл, Марстон-Мур, Нейзби и др). К концу 1646 г. она завершилась победой парламента над королевской властью. Но весной 1648 г. начинается вторая гражданская война закончившаяся к концу этого же года и тоже отмеченная значительными вооруженными столкновениями. Для рассмотрения преступлений плененного короля Карла Стюарта был создан Верховный суд справедливости, заседавший в Вестминстере в январе 1649 г. Этот суд обвинил короля в попытке установить тираническую власть, в уничтожении прав и вольностей народа, государственной измене и кровопролитии и за все эти преступления приговорил его к смертной казни. Приговор незамедлительно был приведен к исполнение 30 января 1649 г. при большом стечении народа. Карлу отрубили голову как врагу английского государства, изменнику, тирану и убийце. Именно английский король стал первым монархом, павшим жертвой буржуазной революции.
Завершение второй гражданской войны не привело к установлению стабильности, хотя в Англии некоторое время была и конституция, и республика. Стремясь к установлению стабильности, победители пошли на реставрацию Стюартов, но некоторое первоначальное успокоение сменилось новыми и все возрастающими противоречиями. Хотя Карл II и подписал специальную (Бредскую) декларацию, которая предусматривала гарантию религиозной терпимости, неприкосновенность земельных владений, приобретенных во время революции, амнистию сторонникам парламента, но все эти обязательства нарушались. Власти репрессировали и казнили ряд участников революции и даже выкопали трупы крупнейших участников революции – Кромвеля и его зятя Айртона и подвергли их поруганию. Тюрьмы переполнялись инаковерующими. Резко усиливается цензура. Короне, церкви, другим сторонникам короля вернули часть конфискованных в годы революции земель. Англиканская церковь, вновь ставшая господствующей, организовала преследование так называемых диссентеров, то есть тех, кто не принял ее догматов. Особенно преследовались нонконформисты-священники, не признавшие акт о религиозном единообразии 1662 г. Все это привело к росту недовольства, усилило эмиграцию, особенно в Северную Америку.
В Англии в классических формах шел процесс первоначального накопления и сам этот термин (previous accumulation) впервые применил английский экономист А.Смит. Важную роль в первоначальном накоплении в Англии сыграли так называемые огораживания, ставшие основой этого накопления и выражавшиеся в массовой экспроприации крестьянства крупными землевладельцами. Первые огораживания в Англии отмечены еще в XIII в. и продолжались они до начала XIX в. С конца XV в. огораживания приобрели капиталистический характер, ибо развитие суконной промышленности чрезвычайно возвысило цены на шерсть и землевладельцы пошли по пути превращения в пастбища не только общинных пастбищных, но и общинных пахотных земель. Не случайно по поводу огораживаний говорили, что «овцы поели людей»
Именно в суконной промышленности началось зарождение капиталистических отношений в Англии и производство тканей как на внутренний, так и на внешний рынок требовало все большего развития овцеводства и, в связи с этим, все большего отрыва крестьян от земли. В этих условиях отпала необходимость в крепостном праве, в крестьянской общине, да и в крестьянине-пахаре.
Крестьяне не только изгонялись со своих земельных участков, но и выселялись из домов, в которых они проживали, поскольку собственниками домов считались, нередко, крупные землевладельцы. Пауперизация английского крестьянства стала непременным атрибутом молодого английского капитализма. Она приводила к массовому нищенству, бродяжничеству, распространению голодовок и болезней и как результат к повышенной смертности. Толпы нищих бродили по дорогам Англии, обитая в лесах и трущобах. Столица страны – Лондон в этом отношении не являлась исключением. Стремительно сокращалось количество крестьян-общинников. Крупные землевладельцы или сами непосредственно занимались хозяйством, нанимая бедняков и батраков, или сдавали свои земли арендаторам. В этих условиях идет процесс увеличения числа фермеров. Складывается известная английская трехзвенная система – собственник, арендатор, батрак.
Против крестьян, ущемленных в процессе огораживаний в конце XV–XVI вв. были приняты специальные законы, названые К. Марксом в «Капитале» «кровавым законодательством против экспроприированных». Эти законы предписывали систему жестоких мер против крестьян согнанных с земли. Их подвергали клеймлению, отрезали половину уха, обращали в рабство, поначалу на ограниченное время, а если следовал побег, то их превращали в пожизненных рабов, а в случае нового побега казнили. Особенно жестокими были специальные статуты 1536 и 1547 гг.
Эти законодательные акты усилили сопротивление английских низов, которые ответили на них многочисленными восстаниями. Наиболее крупным из них стало восстание Роберта Кета в Восточной Англии в 1549 г., а затем восстания в Девоншире, Уилтшире, восстание в центральной Англии в 1607 г. и др.
Восстания в разных районах Англии вынудили английское правительство обратить внимание на положение нищих и бедняков. В 1563 г. был принят закон о принудительном взыскании средств на содержание бедняков по приходам. Новым законом 1576 г. предусматривалось создание в каждом приходе специальных работных домов, в которых способные к исполнению работ нищие обязывались в принудительном порядке трудиться в каторжных условиях. Избиение плетьми стало нормой содержания людей в таких местах.
Работные дома просуществовали в Англии до XX века. Парламент законодательным постановлением 1597 г. сформулировал постановление о бедняках и бродягах, действовавшее до 1814 г., а в 1834 г. был принят новый «Закон о бедных», предусматривавший упразднение системы выплаты приходами соответствующих пособий по бедности. Средства приходов направлялись на содержание работных домов, куда по-прежнему направлялись бедняки, не имевшие необходимых средств для существования.
Содержание в работных домах мало отличались от тюремных. Антисанитария, тяжелый каждодневный труд, зверства надзирателей стали характерным явлением для работных домов. Не случайно их прозвали «бастилиями для бедных». Сама угроза помещения в работные дома была направлена на устрашение рабочих, которые были вынуждены соглашаться на любые условия работы на фабриках и заводах, и, тем самым, заметно понижала заработную плату. Движения низов, нередко, были направлены и против работных домов, которые их или разрушали или мешали возводить новые. Таким образом, принудительный труд существовал в передовой капиталистической стране в течение нескольких сотен лет.
В Англии, как и в Голландии, победа капиталистических отношений была одержана путем революции, хотя до этого столетиями шло смыкание буржуазии и господствовавшего дворянства. Как отмечал Ф.Бродель, «буржуазия» в течение веков паразитировала на этом привилегированном классе, жила при нем, обращая себе на пользу его ошибки, его роскошь, его праздность, его непредусмотрительность, стремясь, часто с помощью ростовщичества, присвоить себе его богатства, проникая в конце концов в его ряды и тогда сливаясь с ним».[9]
Английская революция середины XVII в. была сложным и кровавым процессом породившим две гражданские войны. Первая из них началась в начале 40-х гг. и была отмечена рядом жестоких сражений (Эджхилл, Марстон-Мур, Нейзби и др). К концу 1646 г. она завершилась победой парламента над королевской властью. Но весной 1648 г. начинается вторая гражданская война закончившаяся к концу этого же года и тоже отмеченная значительными вооруженными столкновениями. Для рассмотрения преступлений плененного короля Карла Стюарта был создан Верховный суд справедливости, заседавший в Вестминстере в январе 1649 г. Этот суд обвинил короля в попытке установить тираническую власть, в уничтожении прав и вольностей народа, государственной измене и кровопролитии и за все эти преступления приговорил его к смертной казни. Приговор незамедлительно был приведен к исполнение 30 января 1649 г. при большом стечении народа. Карлу отрубили голову как врагу английского государства, изменнику, тирану и убийце. Именно английский король стал первым монархом, павшим жертвой буржуазной революции.
Завершение второй гражданской войны не привело к установлению стабильности, хотя в Англии некоторое время была и конституция, и республика. Стремясь к установлению стабильности, победители пошли на реставрацию Стюартов, но некоторое первоначальное успокоение сменилось новыми и все возрастающими противоречиями. Хотя Карл II и подписал специальную (Бредскую) декларацию, которая предусматривала гарантию религиозной терпимости, неприкосновенность земельных владений, приобретенных во время революции, амнистию сторонникам парламента, но все эти обязательства нарушались. Власти репрессировали и казнили ряд участников революции и даже выкопали трупы крупнейших участников революции – Кромвеля и его зятя Айртона и подвергли их поруганию. Тюрьмы переполнялись инаковерующими. Резко усиливается цензура. Короне, церкви, другим сторонникам короля вернули часть конфискованных в годы революции земель. Англиканская церковь, вновь ставшая господствующей, организовала преследование так называемых диссентеров, то есть тех, кто не принял ее догматов. Особенно преследовались нонконформисты-священники, не признавшие акт о религиозном единообразии 1662 г. Все это привело к росту недовольства, усилило эмиграцию, особенно в Северную Америку.
Конец ознакомительного фрагмента книги.
Скачать и купить книгу в форматах: FB2, EPUB, iOS.EPUB, HTML, RTF и многие другие.