История политических и правовых учений. Шпаргалка

Автор: В. В. Баталина. Жанр: Юриспруденция

1 ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.
История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.
Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.
Любое политико-правовое учение содержит в себе составные части:
1) теоретическую (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция). Теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, всредневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;
2) категориальный аппарат – категории и понятия:
а) общепринятые;
б) новые, введенные данным политико-правовым учением, и собственно способы и ме
тоды решения проблем на теоретическом уровне;
3) политико-правовую программу, касающуюся желательного устройства анализируемых сфер общества, отражающую видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа. Существенная черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.
Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.
Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.

2 МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также истории политических и правовых теорий.
Правовые и политические учения прошлого имеют особое место в современном политико-правовом знании.
Соединение в современной юридической дисциплине политических и правовых учений объясняется внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс госу-дарствоведения и правоведения.
Юридический подход к истории политической и правовой мысли очень важен для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке.
Юридическая наука в целом изучает политические явления в их взаимодействии с правом, их существовании в системе определенного правопорядка.
Термины «политическое» и «государственное» различаются в разные эпохи и ураз-ных авторов. Так, Аристотель, характеризуя человека как политическое существо, говорит, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Только лучшая форма правления обозначается им как полития.
В древнеримских источниках большее внимание уделяется учреждениям власти, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни, т. е. государственным аспектам общественного устройства.
Вплоть до современности сохранилось представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным».
История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. В ней правовая мысль прошлого освещается в виде тех теоретических, концепций права и законодательства, в которых раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни для характеристики правового и политического состояния общества в целом.
Своеобразие предмета истории политических и правовых учений состоит в том, что здесь предметом изучения являются не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.
История политических и правовых учений сориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.
Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии имеют единые основания, но полностью они не совпадают.

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемая членами общины провизия поровну делилось между ними. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Это породило коллективную собственность на средства и результат труда.
На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине.
Неолитическая революция (рубеж VII–V тысячелетий до н. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появились первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству.
Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родствен-ному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.
Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.
Авторитет власти собрания был непререкаем. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства.
В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.
Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.
Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытнообщинного общества. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникли частное хозяйство и частная собственность на средства

4 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

Рост общественного продукта закрепил складывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству.
Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилившаяся власть военачальника превращалась в абсолютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии.
Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом, занятым военным ремеслом. Данная форма народной власти возглавлялась военным вождем, советом старейшин и народным собранием. Роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.
С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика организации власти. Власть переходит от рода к новым социальным субъектам – государству. Власть государства предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии и др. Государственный аппарат осуществляет функции насилия и принуждения и отчуждает излишки продукта в виде налогов. От родовой организации государство отличается:
1) созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная, т. е. общественная, власть существовала и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением. Особенность публичной власти государства заключалась в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через репрессивно-административные органы (армию, карательные органы, чиновничество);
2) разделением подданных государства по территориальным делениям. Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением частной собственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно-территориальную. Образование частной собственности и раскол общества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.
Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавалось значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В экономической сфере данный строй характеризуется:
1) господством патриархального натурального хозяйства;
2) государственной формой собственности на землю, общинного землевладения;
3) медленным развитием индивидуальной, частной собственности.
В Египте государство появилось в V в. до н. э. Происходит выделение родовой знати: появляется рабство, роль вождей и старейшин становится более значимой. В IV тысячелетии до н. э. складывается целостное государство во главе с фараоном, который считался богом, его власть передавалась по наследству.
Земледелие и скотоводство были основными занятиями древних египтян. Жрецы, чиновники, военная знать составляли правящий класс (аристократию) египетского общества. Жрецы занимали почетное положение в обществе и занимали важные должности в административной системе. Большим влиянием в обществе пользовалась и аристократия, которую составляли потомки родоплеменной знати и высшие военные и гражданские чины Египта. Особую роль играли в Египте писцы, которые представляли собой высшее чиновничество.
Рабство появилось в Египте задолго до появления централизованного государства в результате войн и пленения воинов чужеземцев.
Среди политико-правовых доктрин Древнего Востока можно выделить следующие основные их характеристики:
1) прикладной характер. Содержание правовых и политических учений сводилось к описанию механизма функционирования власти не на теоретическом, обобщенном уровне, а на практическом, представлявшем власть во всех ее проявлениях как механизм;
2) отождествление власти императора (царя, фараона) с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств;
3) тесная связь политико-правовых концепций с моралью (результатом был ярко выраженный этический подтекст данных учений). Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.
Взгляды на политику и общество Древнего Востока характеризуются как:
1) идеологические;
2) этические;
3) прикладные;
4) религиозно-догматические.
Они были направлены на укрепление существующего строя, отражали интересы верхушки социальной иерархии восточных деспотий.

6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр. vkda – «знание, ведение»). Веды – канон священных книг ариев, где изложены религиозные представления и описание ритуалов.
Согласно Ведам все люди делятся на четыре варны (сословия, касты), как то:
1) брахманы – священнослужители;
2) кшатрии – правители и воины;
3) вайшки – земледельцы, ремесленники, торговцы;
4) шудры – лица физического труда, слуги.
Верхушку социальной иерархии составляли брахманы и кшатрии. Брахманы сосредоточили в своих руках духовную власть, а кшатрии – светскую. Религиозно-философская система была выработана брахманами и получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы).
Основой брахманизма было представление о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека, его судьба выражены в понятии дхармы. Дхарма – это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась за ним всю жизнь.
Государственная власть описывается в брах-манистском каноне как единоличное правление государя. Он – важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.
Эпоха брахманизма заканчивается в середине I тысячелетия до н. э., на смену брахманизму приходит буддизм. По преданию происхождение буддизма связано с именем индийского принца Сиддхартха Гаутама (У1—Увв. до н. э.). Путем аскетической жизни он стал Просветленным, т. е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения человека от страданий. Достичь просветления мог любой. Буддизм признавал ведущую роль в общественной жизни не за брахманами, а за кшатриями. Такая политика была направлена на подрыв влияния жрецов (брахманов). Буддизм также ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.
С течением времени буддизм все больше трансформировался в сторону приспособления к государственным интересам. В нем усиливаются мотивы покорности, отход от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензиями жречества на светскую власть.

7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ

В VI–III вв. до н. э. в Китае происходит становление различных социально-политических концепций. Это произошло в результате коренных изменений в экономической и политической жизни китайского общества, что было вызвано:
1) появлением частной собственности на землю;
2) усилением имущественной дифференциации;
3) возвышением наиболее зажиточных членов общин;
4) ослаблением внутриродовых связей;
5) обострением социальных конфликтов. Учение даосизм основал мудрец Лао-Цзы (IV—Швв. до н. э.), который был автором трактата «Дао дэ цзин». Основная тема его учения – это понятие «дао», что значит «путь». Дао отражает путь человека и целого народа согласно воле богов. Вообще, в даосской интерпретации дао представляет собой некое мировое начало, над которым не существует ни воли земного владыки, ни воли народа. Дао – это круговорот существующих в непрерывном потоке изменений вещей, явлений. Перед всепоглощающей мощью дао человек способен лишь продлить свою жизнь, а все конфликты или социальные бедствия происходят из-за утраты людьми первоначальной связи с дао. Лао-Цзы отмечает в своем трактате, что необходим передел имущества богатых в пользу бедных общинников.
Более влиятельным, чем даосизм, было учение конфуцианство, основателем которого был Кун-Цзы (Конфуций; 551–479 гг. до н. э.).
Конфуций выразил свое учение в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Основные темы в его трактате – это описание благородного мужа, правила человеколюбия и ритуалов. Конфуций говорит о том, что государством должны управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя. При этом люди делятся на высших и низших не по знатности, а по этическим качествам и знаниям. Только благородный человек может управлять государством, благородство как таковое – это следование нормам морали.
Вместо имущественной дифференциации Конфуций вводит принцип моральных заслуг и ума, который являлся критерием принадлежности к той или иной ступени иерархии. Власть государя носит патриархальный характер, он выступает в качестве отца для своих подданных, и народ должен почитать правителя как отца и повиноваться ему.
Учение моистов было основано Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.), который изложил свое политико-правовое учение в трактате «Мо-цзы». Сторонники этой школы отрицали назначение на государственные должности по родовому признаку. Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты только мудрых людей. При этом под мудростью понималась не книжная наука, а практические знания. Аристократия не должна принимать участие в управлении государством. Интересы чиновников и имущественной аристократии отражал легизм (Шан Ян; 390–338 гг. до н. э.). Легизм преследовал чисто прагматические цели. Точный расчет в политике легизм противопоставляет морали Конфуция.

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности труда, а также его индивидуального характера.
Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географическое положение, которое стимулировало развитие полисной формы государственного устройства. Полисы – небольшие государственные образования (города с прилежащими к ним территориями). Жизнь в полисах была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой политической борьбы власть в полисах приобретала следующие формы:
1) аристократия (власть захватывали знатные);
2) демократия (удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса);
3) тирания (узурпации власти группой лиц);
4) олигархия, состоящая из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.
Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения Античности основывались на практике, на социально-политических реалиях.
Политика и право становятся предметом исследования. Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (от гр. sophistes – «мудрец»). Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. – в период наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством. Каждый гражданин в течение жизни занимал более или менее значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде.
Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софистической дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах.
Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, – время, место, условия, состояние человека и т. д. Следовательно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех пред-

9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)

Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы».
Диалог «Государство» посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия:
1) мудрецов, управляющих государством;
2) стражей, охраняющих его;
3) торговцев и ремесленников.
Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства»:
1) тимократию;
2) олигархию;
3) демократию;
4) тиранию.
Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».
Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане
должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.
Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:
1) всеобщую, установленную законом;
2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля – поли-тия (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).
Выдающимся мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341–270 гг. до н. э.).
Эпикур полагал, что жить незаметно – это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость – это прежде всего договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство – это результат соглашения между людьми.
Стоицизм (Зенон Китионский (332–264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей.
Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма:
1) «то, что в нашей власти»;
2) «то, что не в нашей власти».

10 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА