Игорь Борисов Партии на выборах
Автор: Игорь Борисов. Жанр: ПолитикаСкачать и купить книгу в форматах: FB2, EPUB, iOS.EPUB, HTML, RTF и многие другие.
ВВЕДЕНИЕ
2 декабря Россия впервые (с 1917 года – выборов в Учредительное собрание) будет голосовать на выборах, проводимых исключительно по пропорциональной системе. Это значительный шаг в становлении современной партийной системы, совершенствовании механизмов партийно-политического представительства.
Выборы – это и экзамен для самих политических партий, проверка их на дееспособность, организационную и политическую устойчивость, на готовность эффективно освоить законодательно предоставленные возможности по воздействию на формирование органов государственной власти, участию в их деятельности. Все это накладывает на политические партии, на организаторов выборов особую ответственность за качество подготовки к выборам и участия в них. Но свою долю ответственности несет и рядовой избиратель.
Избиратель, делающий выбор на участке для голосования, выражающий свою волю.
Избиратель, желающий поддержать участие в выборах конкретной политической партии, ставящий свой автограф в подписном листе или на бланке денежного перевода на счет партии. Наконец, по-своему ответственен и избиратель, уставший от политики и потому устраняющийся от участия в голосовании, обсуждения животрепещущих общественно-политических вопросов. Возможно сам того не желая, он передоверил свой выбор более активным согражданам.
Новые правила выборов неизбежно влекут и новые проблемы, рождают в умах новые мифы, подчас лишенные каких-либо оснований. Не так уж редко приходится слышать: мол, простому человеку заказан путь в партийные списки, сумма залога и количество подписей в поддержку партий запредельно велики, а заградительный барьер делает невозможным представительство в Госдуме партий, не обладающих административным ресурсом. Не отрицая имеющихся проблем в становлении избирательной системы, следует признать, что скепсис части избирателей подчас имеет в своей основе определенный дефицит знаний о механизме функционирования избирательной системы, о правилах организации и проведения выборов. И это понятно: те, кто критикует 7-процентный заградительный барьер как самый высокий в мире (что, кстати, не так), едва ли оговорятся, что барьер этот не жесткий, а плавающий (и здесь Россия действительно уникальна).
Смакующие возможность снятия партийного списка за погрешности в оформлении документов наверняка обойдут молчанием тот момент, что об этих погрешностях избирательные комиссии заблаговременно обязаны извещать уполномоченных представителей партии, чтобы избежать подобной ситуации. Что графа «против всех» и обязательный порог явки в российском законодательстве отменены по рекомендации ОБСЕ как нарушающие международные избирательные стандарты, а сумма якобы запредельного залога для участия списка кандидатов партии на думских выборах (до 600 человек) составляет 60 млн. рублей и сопоставима со стоимостью престижной четырехкомнатной квартиры в центре Москвы. Избиратель не знает и не обязан знать этих деталей. Но эксперты подобные нюансы и детали знают: это их профессиональная обязанность. Знающий же обязан вовремя донести свое знание до тех, кому оно интересно и необходимо.
Настоящая работа призвана сориентировать политически активного читателя в вопросах избирательного права. Она посвящена наиболее актуальным вопросам, связанным с участием политических партий в выборах. В предлагаемом издании в популярной форме содержатся ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся порядка принятия решения об участии партии в выборах, формирования списков кандидатов, выполнения необходимых условий для их регистрации. Избранная авторами структура работы учитывает наиболее частые и характерные вопросы по типовым, повторяющимся в практике проблемным ситуациям, с которыми связано участие граждан в выборах, проводимых по пропорциональной системе.
При написании работы авторы в максимальной степени пытались учесть профессиональные запросы политических экспертов, не имеющих базового юридического образования: ведь именно им в своей повседневной деятельности приходится давать рекомендации по оптимальному выбору решений. В условиях довольно сложного избирательного законодательства искать ответ методом «перелистывания текста закона», не будучи юристом, достаточно рискованно. Надеемся, что размещенные ответы на вопросы в какой-то степени помогут им в работе.
Разумеется, мнение авторов – это не официальный комментарий избирательного законодательства, возможно, отдельные штрихи в его интерпретации специалистам могут показаться спорными. Однако юридическая наука тем и специфична, что истина подчас рождается только в правовом споре. А правовой спор возможен только в процессе самих выборов.
Выборы – это и экзамен для самих политических партий, проверка их на дееспособность, организационную и политическую устойчивость, на готовность эффективно освоить законодательно предоставленные возможности по воздействию на формирование органов государственной власти, участию в их деятельности. Все это накладывает на политические партии, на организаторов выборов особую ответственность за качество подготовки к выборам и участия в них. Но свою долю ответственности несет и рядовой избиратель.
Избиратель, делающий выбор на участке для голосования, выражающий свою волю.
Избиратель, желающий поддержать участие в выборах конкретной политической партии, ставящий свой автограф в подписном листе или на бланке денежного перевода на счет партии. Наконец, по-своему ответственен и избиратель, уставший от политики и потому устраняющийся от участия в голосовании, обсуждения животрепещущих общественно-политических вопросов. Возможно сам того не желая, он передоверил свой выбор более активным согражданам.
Новые правила выборов неизбежно влекут и новые проблемы, рождают в умах новые мифы, подчас лишенные каких-либо оснований. Не так уж редко приходится слышать: мол, простому человеку заказан путь в партийные списки, сумма залога и количество подписей в поддержку партий запредельно велики, а заградительный барьер делает невозможным представительство в Госдуме партий, не обладающих административным ресурсом. Не отрицая имеющихся проблем в становлении избирательной системы, следует признать, что скепсис части избирателей подчас имеет в своей основе определенный дефицит знаний о механизме функционирования избирательной системы, о правилах организации и проведения выборов. И это понятно: те, кто критикует 7-процентный заградительный барьер как самый высокий в мире (что, кстати, не так), едва ли оговорятся, что барьер этот не жесткий, а плавающий (и здесь Россия действительно уникальна).
Смакующие возможность снятия партийного списка за погрешности в оформлении документов наверняка обойдут молчанием тот момент, что об этих погрешностях избирательные комиссии заблаговременно обязаны извещать уполномоченных представителей партии, чтобы избежать подобной ситуации. Что графа «против всех» и обязательный порог явки в российском законодательстве отменены по рекомендации ОБСЕ как нарушающие международные избирательные стандарты, а сумма якобы запредельного залога для участия списка кандидатов партии на думских выборах (до 600 человек) составляет 60 млн. рублей и сопоставима со стоимостью престижной четырехкомнатной квартиры в центре Москвы. Избиратель не знает и не обязан знать этих деталей. Но эксперты подобные нюансы и детали знают: это их профессиональная обязанность. Знающий же обязан вовремя донести свое знание до тех, кому оно интересно и необходимо.
Настоящая работа призвана сориентировать политически активного читателя в вопросах избирательного права. Она посвящена наиболее актуальным вопросам, связанным с участием политических партий в выборах. В предлагаемом издании в популярной форме содержатся ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся порядка принятия решения об участии партии в выборах, формирования списков кандидатов, выполнения необходимых условий для их регистрации. Избранная авторами структура работы учитывает наиболее частые и характерные вопросы по типовым, повторяющимся в практике проблемным ситуациям, с которыми связано участие граждан в выборах, проводимых по пропорциональной системе.
При написании работы авторы в максимальной степени пытались учесть профессиональные запросы политических экспертов, не имеющих базового юридического образования: ведь именно им в своей повседневной деятельности приходится давать рекомендации по оптимальному выбору решений. В условиях довольно сложного избирательного законодательства искать ответ методом «перелистывания текста закона», не будучи юристом, достаточно рискованно. Надеемся, что размещенные ответы на вопросы в какой-то степени помогут им в работе.
Разумеется, мнение авторов – это не официальный комментарий избирательного законодательства, возможно, отдельные штрихи в его интерпретации специалистам могут показаться спорными. Однако юридическая наука тем и специфична, что истина подчас рождается только в правовом споре. А правовой спор возможен только в процессе самих выборов.
Раздел 1
О ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Правом выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности согласно российскому законодательству обладают:
› граждане (путем самовыдвижения);
› избирательные объединения.
Избирательными объединениями признаются (т. е. имеют право участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов и списков кандидатов):
› на выборах в федеральные органы государственной власти – политические партии, а на региональных выборах также и их региональные отделения, если последние в соответствии с уставом партии вправе участвовать в выборах;
› на выборах в органы местного самоуправления – политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения (имеющие по уставу партии право участвовать в выборах), а также общественные объединения в форме общественной организации или общественного движения, зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов (или на более высоком уровне), устав которых предусматривает участие в выборах, в случае, если общественное объединение или изменения и дополнения в устав, предусматривающие участие в выборах, зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
Государственной регистрацией официально подтверждается, во-первых, особый правовой статус партии и, во-вторых, ее соответствие всем требованиям (касающимся порядка создания, функционирования и т. д.), которые российское законодательство предъявляет к общественным объединениям такого рода.
Требования, предъявляемые к партии при регистрации, в первую очередь касаются территориального масштаба деятельности парторганизации и ее численности.
Все созданные партией региональные отделения также подлежат обязательной регистрации в региональных органах Федеральной регистрационной службы (это позволяет, с одной стороны, контролировать соответствие партии в целом предъявляемым требованиям, а с другой – позволяет ей принимать участие в выборах региональных органов власти на территориях, где имеются ее отделения).
Следует также добавить, что политическая партия может быть только общероссийской: создание межрегиональных, региональных, местных партий законодательство не предусматривает. Непременным условием для признания партии государством является наличие у нее собственной программы, определяющей ее цели и задачи.
Значительная численность политической партии как условие признания ее статуса должна подтверждать серьезность намерений ее учредителей, наличие у партии необходимой поддержки в обществе, соответствие партии ее основному предназначению – формулировать и выражать политическую волю не узкой группы, а широких социальных слоев.
Важно: политическая партия (ее структурное подразделение) вправе принимать участие лишь в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
› граждане (путем самовыдвижения);
› избирательные объединения.
Избирательными объединениями признаются (т. е. имеют право участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов и списков кандидатов):
› на выборах в федеральные органы государственной власти – политические партии, а на региональных выборах также и их региональные отделения, если последние в соответствии с уставом партии вправе участвовать в выборах;
› на выборах в органы местного самоуправления – политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения (имеющие по уставу партии право участвовать в выборах), а также общественные объединения в форме общественной организации или общественного движения, зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов (или на более высоком уровне), устав которых предусматривает участие в выборах, в случае, если общественное объединение или изменения и дополнения в устав, предусматривающие участие в выборах, зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
Политической партией (согласно Федеральному закону «О политических партиях») является «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».В соответствии с действующим российским законодательством партии – единственный вид общественных объединений, имеющий право выдвигать кандидатов на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организовывать и проводить соответствующие избирательные кампании. (Иные общественные организации и движения при соблюдении ряда условий могут участвовать лишь в выборах в органы местного самоуправления.) При этом партии как носители публичной функции могут реализовывать свое право на участие в осуществлении государственной власти только в установленных Конституцией Российской Федерации формах и только на определенный срок, и ни одна из них не может обладать монопольным положением.
Политическая партия – это особая разновидность общественного объединения (которыми помимо партий являются и профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), деятельность которого направлена прежде всего на обретение своего политического представительства в органах государственной власти и участие – через своих представителей – в управлении государством. Политическая партия одновременно выступает как добровольное самоуправляемое объединение граждан и как субъект, включенный в систему властных отношений: вот почему законодательство предусматривает к ним более строгие требования.Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении от 16 июля 2007 года, реформирование избирательной системы вызывает необходимость в формировании адекватной ей правовой основы функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, что под силу только достаточно крупным и хорошо структурированным политическим партиям.
К участию в выборах допускаются только те партии, которые прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации.Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений – по состоянию на 1 января – в общероссийских периодических печатных изданиях.
Государственной регистрацией официально подтверждается, во-первых, особый правовой статус партии и, во-вторых, ее соответствие всем требованиям (касающимся порядка создания, функционирования и т. д.), которые российское законодательство предъявляет к общественным объединениям такого рода.
Требования, предъявляемые к партии при регистрации, в первую очередь касаются территориального масштаба деятельности парторганизации и ее численности.
Эти требования следующие.При этом в одном субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение партии. В случае образования нового субъекта (например объединения двух и более ранее существовавших) региональные отделения партии также подлежат объединению.
Численность членов партии – не менее 50 000 человек.
Число региональных отделений – более 1/2 от числа субъектов РФ.
Численность в региональных отделениях – не менее 500 чел. (в более чем 1/2 субъектов РФ) и не менее 250 чел. (в остальных субъектах РФ).
Все созданные партией региональные отделения также подлежат обязательной регистрации в региональных органах Федеральной регистрационной службы (это позволяет, с одной стороны, контролировать соответствие партии в целом предъявляемым требованиям, а с другой – позволяет ей принимать участие в выборах региональных органов власти на территориях, где имеются ее отделения).
Следует также добавить, что политическая партия может быть только общероссийской: создание межрегиональных, региональных, местных партий законодательство не предусматривает. Непременным условием для признания партии государством является наличие у нее собственной программы, определяющей ее цели и задачи.
Значительная численность политической партии как условие признания ее статуса должна подтверждать серьезность намерений ее учредителей, наличие у партии необходимой поддержки в обществе, соответствие партии ее основному предназначению – формулировать и выражать политическую волю не узкой группы, а широких социальных слоев.
Важно: политическая партия (ее структурное подразделение) вправе принимать участие лишь в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Раздел 2
УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Формы сопричастности партии к избирательному процессу могут быть разными, однако не все из них считаются собственно участием в выборах.
Партия (или ее структурное подразделение, если это позволяет устав партии) может выдвинуть на выборах:
› кандидата (на должность Президента РФ, в депутаты в органы государственной власти и местного самоуправления);
› список кандидатов (на выборах депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводимых по смешанной либо пропорциональной системе).
Помимо этого, партия может оказать поддержку определенному кандидату (списку кандидатов), выдвинутому другой партией. Такая поддержка может выразиться в финансировании избирательной кампании поддерживаемого кандидата (списка кандидатов), проведении агитационных мероприятий в поддержку либо против того или иного кандидата (списка кандидатов). Однако подобные действия в поддержку независимого или «чужого» кандидата или списка кандидатов, выдвинутых другой партией, а также назначение наблюдателей в соответствии с законом «О политических партиях» не считаются участием партии в выборах. (См. рис. 1.)
Партия считается участвующей в выборах в одном из перечисленных ниже случаев – голосования за выдвинутых ею и зарегистрированных:
› федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы;
› кандидата на должность Президента Российской Федерации;
› кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (т. е. в 17 субъектах из 85);
› кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
До 7 августа 2010 года партия признается участвующей в выборах, если имело место:
› выдвижение партией (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;
› выдвижение избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
› выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Как явствует из вышеприведенных критериев, для признания политической партии участвующей в выборах последней необходимо принять участие как минимум в одной избирательной кампании на федеральном уровне – президентской либо парламентской. Для того чтобы партия была признана участвующей в выборах на региональном или муниципальном уровне, необходимо обеспечить требуемый территориальный охват по субъектам Российской Федерации, при этом форма участия (выдвижение списка кандидатов или отдельных кандидатов), а также количество выдвинутых кандидатов не имеют юридического значения.
При этом партия считается участвующей в выборах только при выполнении следующего условия: кандидат (список кандидатов), выдвинутый партией, прошел процедуру регистрации и по нему состоялось голосование.
При проведении выборов в два тура достаточным основанием для признания партии участвующей в выборах является участие кандидата в так называемом первом туре.
В российской партийной системе есть партии, регулярно участвующие в выборах и получающие по их результатам довольно скромное число голосов. Однако их численность и территориальный масштаб деятельности соответствуют требованиям законодательства: сам факт их выхода на финишную прямую в предвыборном соревновании доказывает их политическую состоятельность.
В то же время получение избирательным объединением (партией) низкого числа голосов – менее 3 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы, влечет за собой ответственность (санкцию) в виде обязанности возмещения ими стоимости бесплатного эфирного времени и бесплатно предоставленной печатной площади. Аналогичная ответственность может быть установлена и на региональных выборах.
Это правило распространяется на все соответствующие отделения вне зависимости от их фактического участия в выборах и действует со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов и до официального опубликования их результатов. Однако оно не распространяется на случаи, когда цели или действия политических партий направлены на осуществление экстремистской деятельности либо когда политические партии неправомерно осуществляют свою деятельность по производственному признаку, в органах государственной власти и местного самоуправления, в армии, правоохранительных органах, вмешиваются в учебный процесс образовательных учреждений.
Партия (или ее структурное подразделение, если это позволяет устав партии) может выдвинуть на выборах:
› кандидата (на должность Президента РФ, в депутаты в органы государственной власти и местного самоуправления);
› список кандидатов (на выборах депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводимых по смешанной либо пропорциональной системе).
Помимо этого, партия может оказать поддержку определенному кандидату (списку кандидатов), выдвинутому другой партией. Такая поддержка может выразиться в финансировании избирательной кампании поддерживаемого кандидата (списка кандидатов), проведении агитационных мероприятий в поддержку либо против того или иного кандидата (списка кандидатов). Однако подобные действия в поддержку независимого или «чужого» кандидата или списка кандидатов, выдвинутых другой партией, а также назначение наблюдателей в соответствии с законом «О политических партиях» не считаются участием партии в выборах. (См. рис. 1.)
Если политическая партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она может быть ликвидирована в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях».При этом попытки, даже неоднократные, такого участия с выдвижением кандидатов и списков кандидатов, не зарегистрированных либо зарегистрированных, но по тем или иным причинам «не дошедших» до дня голосования, в расчет не принимаются. Также не учитывается участие в выборах (и даже победа в них) кандидатов, являющихся членами партии, но выдвигавшихся в порядке самовыдвижения.
Партия считается участвующей в выборах в одном из перечисленных ниже случаев – голосования за выдвинутых ею и зарегистрированных:
› федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы;
› кандидата на должность Президента Российской Федерации;
› кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (т. е. в 17 субъектах из 85);
› кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
До 7 августа 2010 года партия признается участвующей в выборах, если имело место:
› выдвижение партией (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;
› выдвижение избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
› выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Как явствует из вышеприведенных критериев, для признания политической партии участвующей в выборах последней необходимо принять участие как минимум в одной избирательной кампании на федеральном уровне – президентской либо парламентской. Для того чтобы партия была признана участвующей в выборах на региональном или муниципальном уровне, необходимо обеспечить требуемый территориальный охват по субъектам Российской Федерации, при этом форма участия (выдвижение списка кандидатов или отдельных кандидатов), а также количество выдвинутых кандидатов не имеют юридического значения.
При этом партия считается участвующей в выборах только при выполнении следующего условия: кандидат (список кандидатов), выдвинутый партией, прошел процедуру регистрации и по нему состоялось голосование.
При проведении выборов в два тура достаточным основанием для признания партии участвующей в выборах является участие кандидата в так называемом первом туре.
Признание партии участвовавшей в выборах не зависит от числа полученных ею голосов.В отличие от ряда зарубежных государств (например, Мексики) российское избирательное законодательство не увязывает вопрос об участии в выборах и соответственно сохранение статуса политической партии с электоральным результатом, полученным партией на выборах. Это как раз тот случай, когда для подтверждения правового статуса политической партии важна не победа, а участие.
В российской партийной системе есть партии, регулярно участвующие в выборах и получающие по их результатам довольно скромное число голосов. Однако их численность и территориальный масштаб деятельности соответствуют требованиям законодательства: сам факт их выхода на финишную прямую в предвыборном соревновании доказывает их политическую состоятельность.
В то же время получение избирательным объединением (партией) низкого числа голосов – менее 3 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы, влечет за собой ответственность (санкцию) в виде обязанности возмещения ими стоимости бесплатного эфирного времени и бесплатно предоставленной печатной площади. Аналогичная ответственность может быть установлена и на региональных выборах.
Деятельность партии в период федеральной избирательной кампании не может быть приостановлена.Не допускается также приостановление деятельности регионального отделения политической партии в период выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Это правило распространяется на все соответствующие отделения вне зависимости от их фактического участия в выборах и действует со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов и до официального опубликования их результатов. Однако оно не распространяется на случаи, когда цели или действия политических партий направлены на осуществление экстремистской деятельности либо когда политические партии неправомерно осуществляют свою деятельность по производственному признаку, в органах государственной власти и местного самоуправления, в армии, правоохранительных органах, вмешиваются в учебный процесс образовательных учреждений.
Раздел 3
ВЫДВИЖЕНИЕ ПАРТИЕЙ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ
Кандидаты или списки кандидатов выдвигаются партиями и их региональными отделениями (по общему правилу) лишь после официального опубликования решения о назначении выборов (в порядке, определяемом уставом партии и законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Однако в ряде случаев установлены особые правила.
В частности, на выборах депутатов Государственной Думы право на выдвижение съездом политической партии федерального списка осуществляется не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Следует помнить, что право на участие в выборах посредством выдвижения кандидатов имеют только партии, полностью прошедшие процедуру государственной регистрации, в том числе представившие к моменту опубликования решения о назначении выборов документы, подтверждающие государственную регистрацию их региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Право на участие в выборах региональных и иных структурных подразделений таких партий должно быть предоставлено им уставом партии, в котором также должен быть определен порядок выдвижения кандидатов (он, в частности, может предусматривать обязательное согласование списка с региональной организацией).
При этом партия обязана заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов), и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Свои особенности имеет порядок выдвижения кандидатов на дополнительных (обусловленных необходимостью замещения возникшего вакантного места в представительном органе власти) и повторных выборах (проводимых по итогам выборов, признанных несостоявшимися или результаты которых признаны недействительными). Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Правом принятия решений о выдвижении на повторных выборах кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти может обладать и другой коллегиальный орган партии, уполномоченный на то уставом (ЦК, генеральный совет, политсовет и т. д.) ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Тому есть объяснение: дополнительные и повторные выборы являются «внеплановыми», а потому применяются более упрощенные процедуры реализации правомочий партии.
В тех же партиях, где такого разделения нет, выдвижение кандидатов по факту означает заявку на участие в избирательной кампании. Но важно помнить: само по себе решение об участии в выборах без выдвижения кандидатов (списков кандидатов) является неполным и не порождает для партии никаких юридических последствий.
Уставом партии устанавливается конкретный порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также определены органы партии, уполномоченные принимать соответствующие решения. Если иное не предусмотрено уставом партии, голосование на съезде может вестись как отдельно по каждой кандидатуре, так и за весь список в целом. Такое решение должно быть принято не менее чем большинством голосов присутствующих делегатов и обязательно тайным голосованием.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» для принятия на съезде решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) необходимо участие в его работе делегатов от региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Уставом могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений (например, голосование не простым, а квалифицированным большинством голосов, предварительная проработка вопроса о кандидатурах в региональных отделениях и специальном партийном органе и т. д.).
Соответствующее решение, чтобы получить юридическую силу, должно быть надлежащим образом оформлено. При проведении выборов организующая их избирательная комиссия издает в помощь их участникам соответствующие постановления и инструкции относительно порядка выдвижения и регистрации, которыми необходимо руководствоваться в своей практической деятельности.
В частности, на выборах депутатов Государственной Думы право на выдвижение съездом политической партии федерального списка осуществляется не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Следует помнить, что право на участие в выборах посредством выдвижения кандидатов имеют только партии, полностью прошедшие процедуру государственной регистрации, в том числе представившие к моменту опубликования решения о назначении выборов документы, подтверждающие государственную регистрацию их региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Право на участие в выборах региональных и иных структурных подразделений таких партий должно быть предоставлено им уставом партии, в котором также должен быть определен порядок выдвижения кандидатов (он, в частности, может предусматривать обязательное согласование списка с региональной организацией).
При этом партия обязана заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов), и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Выдвижение кандидатов, списка кандидатов осуществляется решением органа партии, имеющего право делать это в соответствии с законодательством и партийным уставом.На выборах федерального уровня, в частности выборах депутатов Государственной Думы, такое решение принимается съездом политической партии, в котором принимают участие делегаты от ее региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Такое решение должно быть принято не менее чем большинством голосов присутствующих делегатов (устав партии может предусматривать и более высокий кворум). Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Свои особенности имеет порядок выдвижения кандидатов на дополнительных (обусловленных необходимостью замещения возникшего вакантного места в представительном органе власти) и повторных выборах (проводимых по итогам выборов, признанных несостоявшимися или результаты которых признаны недействительными). Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Правом принятия решений о выдвижении на повторных выборах кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти может обладать и другой коллегиальный орган партии, уполномоченный на то уставом (ЦК, генеральный совет, политсовет и т. д.) ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Тому есть объяснение: дополнительные и повторные выборы являются «внеплановыми», а потому применяются более упрощенные процедуры реализации правомочий партии.
Принятие партией решения об участии в выборах и принятие ею решения о выдвижении списка кандидатов – это не одно и то же.Политические партии на практике (а подчас и в уставах) иногда разводят эти процедуры как по времени, так и по субъекту принятия решения (например, решение об участии в выборах принимает политсовет партии, а список выдвигает региональное отделение).
В тех же партиях, где такого разделения нет, выдвижение кандидатов по факту означает заявку на участие в избирательной кампании. Но важно помнить: само по себе решение об участии в выборах без выдвижения кандидатов (списков кандидатов) является неполным и не порождает для партии никаких юридических последствий.
Процедура выдвижения партией кандидатов (списка кандидатов) определяется законодательством и уставом самой партии.Законом, регламентирующим проведение выборов, установлены требования к содержанию протокола съезда, конференции (общего собрания), содержащего решение о выдвижении кандидата (кандидатов) либо списка кандидатов.
Уставом партии устанавливается конкретный порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также определены органы партии, уполномоченные принимать соответствующие решения. Если иное не предусмотрено уставом партии, голосование на съезде может вестись как отдельно по каждой кандидатуре, так и за весь список в целом. Такое решение должно быть принято не менее чем большинством голосов присутствующих делегатов и обязательно тайным голосованием.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» для принятия на съезде решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) необходимо участие в его работе делегатов от региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Уставом могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений (например, голосование не простым, а квалифицированным большинством голосов, предварительная проработка вопроса о кандидатурах в региональных отделениях и специальном партийном органе и т. д.).
Соответствующее решение, чтобы получить юридическую силу, должно быть надлежащим образом оформлено. При проведении выборов организующая их избирательная комиссия издает в помощь их участникам соответствующие постановления и инструкции относительно порядка выдвижения и регистрации, которыми необходимо руководствоваться в своей практической деятельности.
Гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, имеет право предложить любой партии свою кандидатуру для выдвижения на выборах, проводимых по пропорциональной системе, в частности в Государственную Думу.Однако он должен сделать это не позднее чем через три дня после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Для этого ему следует обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения партии. Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список. Нарушение партией либо ее региональным отделением указанных требований может повлечь юридическую ответственность, установленную федеральным законодательством, вплоть до отказа в заверении списка кандидатов.
Конец ознакомительного фрагмента книги.
Скачать и купить книгу в форматах: FB2, EPUB, iOS.EPUB, HTML, RTF и многие другие.