Елена Шилкова Вышивка по бумаге

Автор: Елена Шилкова. Жанр: Руководства

Введение

Вышивание является одним из самых распространенных видов рукоделия и народного творчества. Вышивка — это украшение различных изделий и материалов сюжетными рисунками или орнаментами при помощи ниток, бисера, шелковых лент и других материалов. Вышивать можно на тканях, коже, войлоке, бумаге.
Вышивка на бумаге — один из самых интересных видов вышивания. В нашей стране многие знают этот вид рукоделия как изонить. Также у него есть и другое название — нитяная графика. В англоязычных странах ее называют embroidery on paper — «вышивка на бумаге». Это целое искусство конструирования и изготовления изделий в различных жанрах с помощью цветных ниток. Нити натягивают в определенном порядке на картоне или бумаге. С их помощью несложно получить самые разные фигуры и орнаменты, причем первые могут быть как плоскими, так и объемными. Орнаменты же выполняют по самой различной тематике.
Эта техника довольно проста. Ее способны освоить люди любого возраста, в том числе и дети. В данном виде рукоделия используют основные приемы техники вышивки. Только они здесь ад аптированы для работы с бумагой. Конечно, не на каждой бумаге доступно вышивать. Для этого требуются плотные виды бумаги, картон, очень красиво смотрится вышивка на бархатной бумаге. Узор переносят с помощью шаблона. Все линии узора выделяют дырочками. Его вышивают различными нитями: можно использовать мулине, нити для машинной вышивки.
С помощью вышивки по бумаге несложно украсить открытки, страницы фотоальбома, рамочки для картин и фотографий, сами картины, шкатулки и многое другое.
Данный вид рукоделия привлекателен еще и тем, что для работы не требуется много инструментов, причем практически все из них нетрудно найти в любом доме.

Немного истории

Человек всегда украшал свою одежду и различные бытовые изделия. Вышивание зародилось в древнейшие времена. Можно сказать, что оно возникло в тот момент, когда древний человек сделал свой первый стежок, сшив 2 куска шкур животных. Сначала люди для вышивания использовали жилы, шерсть животных, затем — нити конопли, льна, шерсти, хлопка, шелка. Кроме того, стали вводить в вышивку жемчуг, бусины, драгоценные камни, монеты, ракушки, красивые камешки и т. д. А темы для вышивки выбирались всегда самые различные: природа, люди, их труд и быт. Каждая нация привносила в вышивку какие-либо свои особенности.
Древние люди вышивали с помощью костяного или каменного шила. Намного позже появилась сперва бронзовая, затем стальная игла. Благодаря этим изобретениям вышивка перешла на новый уровень, мастерицы стали придумывать новые способы вышивания.
Следует отметить, что вышивка зародилась на Востоке. Самые древнейшие вышивки, которые сохранились до наших дней, датируются VI–V вв. до н. э. и выполнены в Древнем Китае серебряными и золотыми нитями и волосом на шелковых тканях. В те времена китайцы украшали вышивкой одежду декоративные панно, выполняли великолепные шелковые ковры с вышивкой. Китайская вышивка оказала значительное влияние на данный вид рукоделия в других азиатских странах.
Немного позже вышивание стало развиваться в таких странах, как Древние Индия и Иран. В тех вышивках преобладали растительные узоры, жанровые сцены, изображения животных. Позднее из этих государств вышивка вместе в товарами попала в византийские средиземноморские страны. Греческие мастерицы очень многое в вышивке переняли от персидских рукодельниц.
В Древнем Израиле вышивка также была хорошо развита. Ею украшали одежду священнослужителей, культовые предметы в церквях. Евреи большую часть своих приемов в вышивании позаимствовали у египтян.
В Древнем Египте вышивка была хорошо развита и широко распространена, о чем свидетельствуют различные барельефы и рисунки на стенах дворцов. Сначала египтяне вышивали на шерстяных тканях, а впоследствии стали украшать узорами льняные и пеньковые ткани, вышивать золотыми и шелковыми нитями. В Древней Греции вышивка золотом распространилась очень быстро. Ею украшали не только одежду, но и обувь, различные аксессуары, седла и предметы быта.
Вышивка Византии оказала глубокое влияние на развитие этого вида рукоделия в Европе в эпоху Средневековья.
История вышивки на перфорированной бумаге на Западе неразрывно связана с sempler, которые переводятся на русский язык как «высказывания».
В XIX в. они были широко распространены в западных странах. Их вышивали на бумаге, дарили, вешали на стены, использовали в качестве закладок.
Среди европейских стран самой первой своими вышивками стала известна Англия. Основными узорами тогда были цветы, листья, различные растительные орнаменты.
Во времена правления Карла Великого искусство вышивки быстро распространилось по всей стране. Все женщины двора умели вышивать. А его сестра Гизелла открыла при монастыре несколько школ для вышивальщиц.
Постепенно вышивание распространилось из Англии сперва во Францию, затем в другие западные страны. Надо отметить, что вышивкой занимались в основном женщины из обеспеченных слоев населения.
Во времена Крестовых походов западные мастерицы переняли множество различных мотивов у мусульманских рукодельниц.
В эпоху Возрождения вышивка наряду с другими видами искусства достигла большого совершенства.
Во всех странах вышивали по шелку или по сукну шелковыми, шерстяными, золотыми и серебряными нитями. Свои узоры мастерицы копировали вручную и бережно передавали затем из рук в руки. После изобретения книгопечатания узоры начали собирать и издавать отдельными книгами.
Постепенно во многих западных странах вышивку стали использовать в народных костюмах и для украшения разнообразных предметов.
В России вышивка имеет свою довольно долгую историю. Практически все женщины нашей страны издревле умели вышивать. Девочек учили этому виду рукоделия в 6—7-летнем возрасте. Каждая девушка в течение долгих лет сама вышивала себе приданое, состоявшее из будничной и праздничной одежды, скатертей, полотенец, подзоров и т. д.
Узоры для вышивки мастерицы обычно придумывали сами. Чаще это были растительные орнаменты или изображения человека, животных, цветков. Цвета пряжи были однообразными, что объясняется использованием только растительных красителей.
Следует отметить, что во многих селах существовали свои техники вышивки.
Со временем домашнее рукоделие стало ремеслом. Сначала вышитые изделия продавали на ярмарках, затем стали организовывать мастерские, в которых клиенты заказывали вышивку. Также стали открывать школы по вышиванию.
Затем вышивка разделилась на виды — народное и прикладное искусство. Прикладная вышивка была связана только с дворянским обиходом. Одновременно с этим стали развиваться различные техники вышивания.
Нитяная графика впервые появилась в Англии в XVII в. Этот вид прикладного искусства придумали английские ткачи. Они забивали в дощечки гвозди в определенной последовательности и натягивали на них нити — получались красивые ажурные изделия. Их использовали для украшения домов.
Существует и другое направление — вышивка по картону. Она появилась после изобретения перфорированной бумаги в XIX в. В подобной технике на картоне выкалывали дырочки по линиям узора и прошивали их нитками в определенном порядке. В конце того века в продаже появились готовые перфорированные листы бумаги с уже выколотыми на ней узорами. Они намного облегчили труд мастериц: им уже не приходилось самим выкалывать узор. Стали издавать и книги-руководства по данному виду рукоделия. Этот вид стал доступен даже детям. Причем на перфорированной бумаге работали обычными вышивальными швами и стежками, такими, как «крестик», стебельчатый, тамбурный, гобеленовый. При использовании минимума средств и материалов можно было изготовить оригинальные сувениры в форме вышитых закладок, открыток.
В настоящее время данным видом творчества занимаются по всему миру. Например, в Америке с этим видом рукоделия детей знакомят даже в школах.
Различные оригинальные работы, выполненные в подобном стиле, можно встретить в музеях. Открытки на плотной бумаге, вышитые шелковыми нитками, доступно купить в швейцарских магазинах.
В нашей стране в специализированных магазинах иногда продают наборы для вышивания картин нитками.

Бумага и ее виды

Картоном и бумагой называют материалы, изготовленные из обработанных растительных волокон древесной целлюлозы. Для производства бумаги используют макулатурную, древесную массу, целлюлозу, синтетические добавки.
Выработка бумаги или картона состоит из нескольких этапов: приготовления бумажной массы, изготовления бумаги на специальной машине, резки и упаковки.
Основными характеристиками различных свойств бумаги являются ее толщина и объемная масса, степень проклейки, зольность, белизна, прозрачность, гладкость, сопротивление разрыву, излому, деформация при намокании, впитывающая способность и т. д.
Существует множество различных видов бумаги. Их подразделяют по их свойствам и цели применения.
Для полиграфической и книжной продукции используют книжно-журнальную бумагу. Она может быть автотипной, литографской, офсетной, словарной, фототипной, эстампной и т. д.
Для печатания газет или подобной продукции применяют газетную бумагу. Она состоит из древесной массы без ее проклейки, поэтому очень быстро желтеет и становится ломкой.
Санитарно-гигиеническую бумагу изготавливают из высококачественной целлюлозы, а также из макулатуры лучших сортов. При ее выработке используют только те красители, которые совершенно безвредны для человеческого организма. Эта бумага также обладает такими качествами, как мягкость и хорошая впитываемость.
Картины небольших размеров лучше вставлять в паспарту, чем в рамки под стекло, так как под ним вышитый узор может выглядеть не совсем красиво и отчетливо.
Синтетическая бумага — это нецеллюлозные запечатываемые материалы. Их вырабатывают из синтетических смол или на основе пластика. Кроме того, в их состав входят неорганические наполнители, которые меняют свойства бумаги, благодаря чему она способна становиться водостойкой, жиронепроницаемой и т. д.
Дизайнерская бумага бывает разных толщины, плотности, цветов и фактур. Она предназначена для осуществления разнообразных художественных замыслов.
Существует множество различных сортов такой бумаги. Это могут быть цветная бумага, т. е. продукция разных цветов, бархатная, металлизированная, бумага с тиснением. На поверхность последней специальным способом наносят рельефные рисунки, которые в состоянии быть самыми разными: изморозь, лен, морозные узоры, яичная скорлупа, морские волны и т. д.
Упаковочная бумага — это прочный материал из сульфатной массы. Ее естественный цвет коричневый, но она способна быть и более светлой, если ее отбелить.
Такую бумагу используют для изготовления мешков, пакетов, гофрированного картона, упаковки печатной продукции и др. Она может быть водоотталкивающей.
Картой — это плотный древесно-волокнистый материал. Его толщина варьируется от 0,5 мм. Его изготавливают, как и бумагу, из целлюлозы, древесной массы, макулатуры. А используют для производства упаковки, переплетных крышек книг, их футляров.
Обложечная бумага довольно прочная. Ее применяют для оклейки книжных переплетов, изготовления книжно-журнальных обложек. Она может быть окрашена в различные цвета и обладает добротной проклейкой.
Документная бумага нужна для производства облигаций, денежных знаков, лотерейных билетов, банковских чеков, паспортов, карточных документов, почтовых марок.
Самокопирующая бумага позволяет копировать оригиналы без применения копировальной бумаги. Копия получается под давлением самого письма. В процессе написания вскрываются микрокапсулы с краской на обратной стороне листа. После чего жидкость из капсул окрашивает следующий лист с каолиновой прослойкой. В результате получается копия. Данная бумага предназначена для печатания счетов, накладных и других документов.
Обойная бумага требуется для изготовлении различных видов обоев. Их вырабатывают на обойно-печатных машинах. Причем рисунки печатают после грунтовки, если обои идут с тиснением.
Есть бумага с покрытием, т. е. когда на ее поверхности имеется специальная полимерная пленка. Она может быть различных цветов и обладает большой отражательной способностью. Ее используют для изготовления папок, визиток, обложек.
Для производственных нужд в офисах используют мелованную бумагу. Ее поверхность покрывают специальной пастой, которая выравнивает волокна. Бумага получается гладкой, ровной и очень белой.
Самоклеющаяся бумага имеет на оборотной стороне адгезионный слой. Он покрыт защитной пленкой, которая легко снимается. Данная бумага может быть разных цветов, мелованной и немелованной, прозрачной и металлизированной. Адгезионный слой также способен быть различным. Такую бумагу несложно отклеить или же, наоборот, приклеить надолго.
Перфорированная — это специальная бумага для вышивки. Ее стали изготавливать в XIX в., но в XX в. о ней практически забыли. И только в начале нынешнего столетия производство этой бумаги было возобновлено. Сначала перфорированную бумагу выпускали в длинном рулоне, как ткани, с различной плотностью дырочек на каждую единицу площади. Стандартная плотность в XIX в. составляла 20–24 отверстия на 1 дюйм. Сами отверстия при этом были довольно маленькими. В начале прошлого века плотность отверстий на перфорированной бумаге уменьшилась до 16–20 на дюйм. Но узоры по-прежнему наносили на бумагу вручную, затем вышивали их крестиком, полукрестиком или гобеленовым стежком. Обычно работали шерстяными нитками ярких расцветок.
Немного позже узоры на бумагу стали наносить уже машины на фабрике и плотность уменьшилась до 14–16 дырочек на 1 дюйм. А саму бумагу стали выпускать шириной в 21 дюйм. Рисунок причем также усложнился, он уже занимал всю плоскость листа, а не только его середину. Оборот вышивки при этом стали заклеивать фольгой. Постепенно производство перфорированной бумаги сошло на нет. Качество штамповки снизилось. Рисунки стали однообразными. А затем перфорированная бумага исчезла совсем. Производство этой бумаги в 1980-х гг. возобновила компания Yarn Tree Designs. Но бумагу стали выпускать плотностью в 14 отверстий на 1 дюйм. Для получения большей плотности требуются более сложные технические приемы, что оказалось невозможным повторить в наши дни.

Материалы и инструменты

Вышивать можно на любой плотной бумаге или картоне. Допустимо использовать цветной или белый картон как основу вышивки. Порой вышивают на гофрированном картоне или на бархатной бумаге, но на такой основе работать сложнее, так как бумага при сильном рывке нити способна порваться, поскольку не обладает необходимой пластичностью, а на гофрированном картоне можно пропустить дырочку и нарушить таким образом рисунок. Поэтому для гофрированного картона и бархатной бумаги надо брать более тонкую иглу, чем для обычного картона.
Для вышивки также потребуются нитки. Можно использовать любые не слишком толстые нити. От шерстяных нитей лучше изначально отказаться, так как они не такие гладкие, как другие, и станут цепляться за основу. Можно выбрать шелковые, хлопчатобумажные, льняные нити. Лучше подойдут для работы специальные нити для вышивания — мулине. Их расцветка весьма широка и разнообразна. Можно использовать и нити ирис. Также следует иметь в виду, что нити с блеском выглядят в изделии намного приятнее, чем матовые. При выборе ниток следует учитывать предназначение вышивки. Если надо оформить открытку из плотной бумаги с рисунком, то лучше выбрать шелковые нити. Детям удобнее работать ирисом. Для картин и панно можно использовать как мулине, так и шелковые нитки.
Для вышивки на бумаге следует иметь следующие инструменты.
Карандаш для нанесения рисунка на картон. Не стоит брать слишком мягкий карандаш, так как от него на основе останутся слишком жирные линии.
Ножницы для обрезания ниток; они обязаны быть маленькими, с острыми концами, которые должны полностью смыкаться.
Шило для прокалывания толстого картона и булавки для манипуляций на более тонком картоне и бархатной бумаге. Следует помнить, что после шила отверстия получаются большими и грубыми, поэтому его можно использовать только для толстого картона. На обычном картоне или бархатном бумаге дырочки лучше делать портновской булавкой или швейной иглой. Так как иглу при этом держать неудобно, то ее можно воткнуть нерабочим концом в корковую пробку. Пробку допустимо заменить небольшим кусочком ластика. Некоторые мастера используют для этой цели иглу от шприца или распарыватель.
Иглы различных номеров. При этом допустимо использовать обычную швейную иголку небольшой длины, с закругленным кончиком и не очень большим ушком. Можно взять и универсальную иглу. Она тонкая, длинная, с маленьким ушком. Такой иглой легко выполнять стежки любой длины. Надо помнить, что иглы различаются по номерам. Если вы вышиваете нитками в 1–2 сложения, то лучше взять иглы под номерами 10–12; если же работаете нитками в 2–3 сложения, то предпочтительнее взять иглы № 7–9. Можно также воспользоваться «иглой модистки». Это тонкая игла с маленьким ушком. Она бывает под номерами 1—11. Для вышивки нитями в 1–2 сложения надо взять иглы № 9—11, а для работы нитками в 2–4 сложения — иглы № 5–8. Для металлизированной нити используют иглы № 1–4. Гобеленовой иглой можно вышивать на толстом картоне. Это толстая игла средней длины, с длинным ушком и тупым концом.
Подложка. Она нужна при прокалывании отверстий. Можно, конечно, прокалывать картон, держа его на весу, но это неудобно. Картон же способен деформироваться. Надо основу поместить на стол и подложить под нее какой-нибудь плотный пористый материал. Для этой цели несложно использовать коврик для мыши, перевернув его на обратную сторону, можно взять также кусок драпа, линолеума, пенопласта, полотенце, пробковую доску, стопку бумаги, гофрокартон.
Линейка длиной 30 см. Лучше взять прозрачную линейку — так вы будете видеть отверстия и линии, выполненные ранее.
Циркуль необходим для выполнения различных окружностей, вычисления размеров углов.
Клей. Для работы можно взять обычный клей ПВА.
Наперсток — это незаменимый инструмент для любой вышивальщицы. Он нужен для предохранения пальцев от уколов иглой. Кроме того, с его помощью легко проталкивать иголку в отверстия.
Крепеж требуется для скрепления основы со схемой во время перенесения линий узора на картон. Допустимо взять обычные канцелярские скрепки, но от них могут остаться следы на основе, которые впоследствии не пройдут. Поэтому лучше воспользоваться специальными зажимами для бумаги.
Кроме перечисленных основных инструментов, многие рукодельницы используют множество подручных вещей. Например, для хранения ниток мулине можно применить коробку любой формы и величины. Сами нитки мулине следует намотать на небольшие картонки или же специальные бобины. Они продаются в специализированных магазинах. Кроме того, нитки сразу надо распределить по цветам. Так вам будет легче найти нужный тон. Можно бумажные определители на нитках прикреплять к картонной основе, на которую наматываются данные нитки.

Подготовка к работе

Вышивать на бумаге и картоне довольно просто, надо только соблюдать несколько важных правил при работе. В первую очередь следует помнить, что не каждый узор или схема подойдут для вышивки на бумаге. Не стоит вышивать кручеными нитками или очень большим пучком нитей. От этого бумага способна порваться. Лучше вышивать слабо кручеными нитками или нитками мулине в 1–3 сложения, не больше. При выборе схем надо помнить, что если иголку вводить в отверстие несколько раз, то бумага тоже может порваться.
Если же вы все-таки выбрали такую схему, то лучше взять нитки потоньше. Также не нужно забывать о протяжках. Если на вашей работе видны переходы от одного цвета к другому, то по окончании вышивки изнаночную сторону следует чем-нибудь закрыть, например листком цветной бумаги или лоскутом ткани.
Необходимо отметить, что в вышивке на бумаге можно выделить 2 направления — это вышивка на перфорированной бумаге и техника изонити. При работе на перфорированной бумаге используют те же швы и стежки, что и в обычной вышивке. В технике изонити рисунок заполняют по углу, окружности или дуге.

Основные приемы в технике изонити

Техника изонити в принципе очень проста. В ней выделяют 3 основных приема выполнения рисунка. Это заполнения угла, окружности и дуги.

Заполнение угла

В первую очередь надо нарисовать контур узора на изнаночной стороне картона и разделить точками все линии на равные части. Каждую точку следует проколоть шилом или булавкой. Нужно при этом учитывать, что чем меньше расстояние между точками, тем четче получится рисунок. Но вышивать его будет сложнее и дольше.
Начать обучение работе в технике изонити лучше с угла. Его изобразить несколько легче, чем окружность или дугу. На картоне следует изобразить угол, определить его вершину и наметить на двух сторонах отверстия. Обычно расстояние между отверстиями равно 1 см. Затем каждое отверстие пронумеровать. Здесь каждая мастерица поступает по-своему. Но проще пронумеровать следующим образом: от одной стороны угла до вершины, затем от вершины до другой стороны угла. Каждое отверстие надо проколоть шилом или иглой. Потом заполнить угол нитками. Осуществлять заполнение следует с первых цифр. Нужно соединять одним стежком одинаковые цифры, начиная от 1 (рис. 1). Причем очень важно научиться различать изнаночную сторону и лицевую. На лицевой стороне пересечение нитей образует треугольник с одной вогнутой стороной. А на изнаночной стороне стежки расположены только по сторонам угла.



Рисунок 1. Схема заполнения угла

После того как обретен навык выполнения одного угла, можно вышивать 2, 3 и более смежных углов и составлять из них узоры. Расстояние между отверстия при этом надо уменьшить до 0,5 см. Количество их должно быть одинаковым на всех сторонах углов. Причем не важно, откуда начинается отсчет.
С помощью углов доступно построить самые различные изображения.

Заполнение окружности

Окружность изобразить несложно. Ее можно заполнить разными способами.
Сперва надо нарисовать окружность на изнаночной стороне картона и выполнить разметку. Затем по ней проколоть шилом все отверстия. Заполнение круга вы вправе начать с любой точки. Величина готового круга будет зависеть от длины хорды (это линия между 2 точками на окружности). Чем короче хорда, тем более узкой получается каемка круга и шире — внутренний круг. Саму окружность можно разделить на любое допустимое количество отверстий. Только оно всегда должно быть четным.
Рассмотрим пример с окружностью, разделенной на 12 отверстий. Необходимо вывести иглу с рабочей нитью на лицевую сторону в точке 1 и выполнить стежок по направлению к точке 5. Затем вывести иголку налицо в точке 6, продвинув ее с изнанки на 1 отверстие вперед. Проложить стежок от точки 6 к точке 2 (рис. 2а). На изнаночной стороне выполнить стежок по окружности к следующей точке — 3. После чего вывести иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 3 и проложить очередной стежок к точке 7. Потом вытянуть иголку в точке 8 и сделать стежок к отверстию 4 (рис. 26). По такой схеме постепенно заполнить всю окружность (рис. 2в). Причем надо иметь в виду, что следует выполнить хордами 2 круга.



Рисунок 2. Схема заполнения окружности

Допустимо 2-й круг хорд осуществить нитками другого цвета. Причем внутренний круг можно сделать немного больше или, напротив, меньше. Для чего 1-й стежок выполнить к точке 6, а остальные — по схеме.
Если же круг нужно разделить на 24 части, то 1-й стежок следует проложить к точке 12, затем вывести иголку на лицевую сторону в точке 13 и сделать стежок к точке 2. Потом выполнить стежок на 1 деление по ходу окружности и вытянуть иголку в точке 3. От нее проложить стежок к точке 14. Таким образом заполнить весь круг, продвигаясь дальше по окружности.
Можно сначала проложить стежки от каждой точки к центру и только затем выполнить ходы. Таким образом, весь круг окажется заполненным (рис. За).
Если же предстоит вышить звезду, то круг необходимо разделить диаметрами на 8 частей. Получившиеся углы заполнить нитками. Причем следует заполнять противоположные углы, например верхний и нижний, правый и левый и т. д. (рис. 36). Можно выполнить один большой круг, а внутри него — маленький.