Любовь Яковлевна Желтовская Обучение в м классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской

Автор: Любовь Яковлевна Желтовская. Жанр: Языкознание

От автора

Методическое руководство адресовано учителям четвертых классов начальной школы, работающим по учебнику «Русский язык» автора Л.Я. Желтовской в системе учебно-методического комплекта «Планета знаний» (под общей ред. И.А. Петровой).
Как и в предыдущее методическое пособие (для 3 класса), в настоящую книгу для учителя вошли: 1) программа курса четвертого года обучения, 2) краткая характеристика учебника, системы его заданий, 3) поурочно-тематическое планирование на весь учебный год, 4) краткий комментарий к основным разделам и темам, 5) рекомендации по реализации комплексного подхода к формированию навыка письма как вида речевой деятельности, 6) типология уроков и примеры развернутых планов уроков разного типа, 7) образцы работ диагностического, тренингового и контрольного характера.
Цель данного пособия – помочь учителю сориентироваться в программе и системе упражнений учебника для достижения целей, выдвинутых в Госстандарте, в концепции УМК «Планета знаний». Содействие личностному росту школьника, развитие качеств и способностей, позволяющих ему жить в современном мире: осуществление собственной познавательной деятельности, умения применять знания на практике, умения взаимодействовать с окружающим миром – таковы ведущие цели современного образования. Взаимодействие с окружающим миром требует умения результативного речевого общения, что непосредственно связано со свободным владением русским языком, как родным, так и государственным.
В особой главе пособия будут даны рекомендации по реализации комплексного подхода к формированию умений слушать, читать, говорить, писать как видов речевой деятельности.
Учитывая острую необходимость усиления духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе изучения ими языка родного народа, автор выделяет в пособии отдельную главу, посвященную этой проблеме.
Успехов в работе, дорогие коллеги!

О необходимости усиления духовно-нравственного воспитания младших школьников при обучении языку своего народа

Анализ ответов абитуриентов разных вузов России свидетельствует о резком снижении их уровня общей культуры. Вот мнение режиссёра Игоря Масленникова, принимающего вступительные экзамены во ВГИКе, в Петербургском университете кино и телевидения: «Современная молодёжь просто поражает меня дикостью своей, уж я не говорю о том, что по-русски толком изъясняется лишь каждый пятый» («Учительская газета», № 7 от 20.02.07). Забыто, что русский язык – «хранитель зашифрованных знаний о судьбах предков», а слово – «социальная хромосома народа» (О.Н. Трубачёв). Если она больна – болен народ. Насколько болен наш народ, можно определить, вспомнив, что современный русский язык насчитывает около полумиллиона слов, гигантское богатство! А многие молодые из «поколения пепси» общаются с помощью двух-трёх десятков слов.
В 2006 году в Харькове воздвигли памятник Эллочке Щукиной, героини «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова (1927). В качестве натуры использован симпатичный облик актрисы Елены Шаниной, сыгравшей героиню в телефильме. За спиной у бронзовой «людоедки» – табличка «Словарный запас – 30 слов».
Профессор и писатель Владимир Новиков вспоминает, что ещё в 1961 году сатирик Владимир Лифшиц сложил стихи о бессмертной героине, которая в новых исторических событиях сменила словечки «парниша» на «чувак», «знаменито» на «волнительно» и т. д. Закончил стихи поэтическим приговором:

Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам!

В наше время трудно – не позволить. Человек – существо, склонное к подражанию. В первую очередь – речевому. Крутятся в голове слова пустого шлягера, фразы из диалогов героев фильмов, спектаклей, из переклички друг с другом ведущих радио– и телепередач, прохожих, одноклассников и т. п. Вспомните: «супер», «круто», «это твои проблемы», «я в шоке», «белый и пушистый», «мне по барабану», «ну полный абзац» и др. Даже речь дикторов перестала быть эталонной.
Сверхактивно, и часто без особой надобности, стали использоваться слова из иностранных языков. Невольно вспоминаются периоды истории, когда высшее общество предпочитало говорить на немецком, французском языках. Неужели грядёт повторение истории, но с глобализацией английского языка? Изучать английский язык стало престижным. Распространено репетиторство по этому языку. Престиж же изучения русского языка, познавательный интерес к совершенствованию речи резко снизился. Произошло и резкое снижение стиля речи, стали говорить на «птичьем», сленговом языке.
Подрастает поколение, не слышавшее литературного русского языка. Столетиями мастера слова – писатели и ученые-филологи – обрабатывали его, совершенствовали, доводили до тонкости. «Не одно лишь понятие, строго-холодное, в русском слове. В нём и национально конкретный образ, и трепетные движения эмоции, которые через слово, от предков завещанное, отражают личное нравственное чувство» (В.В. Колесов). Утратить это нельзя.
Мы привыкли говорить об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, – это его культура. Язык – важнейший компонент культуры. Отсюда возникло новое понятие – экология русского языка. «Нужная работа, необходимая, – как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти родной язык перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, по существу же – явлением каким-то космополитическим, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, во фразе, в обороте, в идиоме. А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства».
Необходима организация духовно насыщенной образовательной среды и использование подходов, базирующихся на принципах природосообразности (преемственности и перспективности) и культуросообразности.
Культурологический подход важен при обучении русскому языку. Он предполагает усиление воздействия изучения родного языка на духовно-нравственное воспитание личности: постижение самобытности характера и культуры создателя языка – русского народа, осознания богатства языковых средств, пробуждение интереса к их освоению, воспитание чувства уважения к языку, народу, родине, чувства сопричастности к сохранению, приумножению самобытности и чистоты русского литературного языка. Такая цель выдвинута и Госстандартом – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь.
При реализации данного подхода важно создание хорошей языковой среды. Речь учителя и всех сотрудников школы должна быть безупречна. Важным шагом является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. Усвоение родной речи проходит путём подражания, поэтому возрастает роль речевых образцов, очень важно учить на правильной речи. Отсюда понятен принцип отбора текстов в предлагаемых учебниках, как правило, авторских, высокохудожественных, неадаптированных (или мало адаптированных). На основе таких текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. С точки зрения общения, монологической речи как таковой не существует. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и возможностей реализации. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания богатства языковых ресурсов, структуры языка и развития речи.
Реализация культурологического подхода осуществляется через познание детьми:
1) славянской основы русского языка, наличия в языке синонимов разной стилевой окраски (град – город, очи – глаза, брег – берег, глас – голос и т. п.); 2) сведений об истории создания славянской письменности, о роли просвещенцев Кирилла и Мефодия в создании алфавита и переводе греческих книг на славянский язык; 3) сведений о распространении печати на Руси, о роли первопечатника Ивана Федорова, о роли книг в передаче духовного опыта поколений; 4) сути пословиц, устойчивых выражений – кладези народной мудрости, образцов народной речи; 5) истинного значения многих слов и выражений; 6) особенностей речевого этикета русского народа; 7) путей пополнения слов в родном языке; 8) норм русского литературного языка, 9) причин появления тех или иных правил графики, орфографии, особенно связанных с употреблением большой буквы в именах собственных; 10) иноязычных корней, которые становятся частотными в международных словах (аква-, гидро-, теле-, авто-, би-, ди-, ду- и др.), 11) интонационного и словарного богатства языка родного народа, разнообразия выразительных средств и др.
Культурологический подход предусматривает более глубокое проникновение в особенности значения русского слова, что, в свою очередь, вызывает необходимость обучения работе со словарями разных типов, включая толковые, этимологические, словари синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.
Именно при условии реализации этого подхода в содержании и методике курсов русского языка всех звеньев школы выпускник смог бы сказать:
1. С помощью родного языка я понимаю других, общаюсь, познаю посредством книг мир, словом, расту, становлюсь разумным человеком.
2. Через язык я постигаю мировоззрение, самобытный характер, нравственные ценности русского народа – создателя русского языка.
3. Изучая язык, я имею возможность овладевать достижениями современной культуры, узнавать истоки и этапы её становления, участвовать в её развитии.
4. Погружаясь в язык, открываю его тайны, богатство и выразительность языковых средств, овладеваю ими, совершенствую свою речь, учусь общаться с другими людьми.
5. Овладевая нормами языка (этикетными, произносительными, грамматическими, правописными и др.), я могу добиться взаимопонимания при общении.
6. Уважаю, ценю язык своего народа, хочу его изучать, стараюсь сохранять и приумножать его богатства.
Работа в отмеченном выше русле окажет настоящее воспитательное воздействие на учеников средствами самого языка.
Если учесть еще экстралингвистический («экстра» – над) подход, когда на уроки подбираются тексты, предложения на определенные нравственно-этические, патриотические темы, учитель получает возможность прямолинейно обращать к детям мысли поучительного и страноведческого характера, то воспитательная роль уроков русского языка может стать весьма ощутимой.
Стремление к изучению языка родного народа, совершенствованию родной речи проявляется и в реализации коммуникативно ориентированного подхода.
Путь овладения русским языком также не ограничивается уроками русского языка. Необходимо подключить все возможные организационные формы, так как по своей сути речевое общение призвано обслуживать все другие виды деятельности, к примеру: 1) учебно-познавательную – (урок, кружки, факультативы, библиотеки, викторины, олимпиады, школьные музеи и пр.); 2) общественно-политическую (поручения, собрания, диспуты, митинги, газеты); 3) трудовую (общественно-полезный труд, шефство, поделки и пр.); 4) спортивную; 5) художественную; 6) бытовую (досуг, кухня и пр.).
Воспитание уважения к языку своей страны, своего народа, осознание значимости его изучения для своей жизни, карьеры, для понимания мировоззрения и поступков окружающих станет мотивом к его более глубокому изучению, достижению более ощутимых результатов в продвижении на пути «свободного владения русским языком», указанного в Конституции Российской Федерации.

ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отбор содержания курса четвертого года обучения, принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах, целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его изучению.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Изучение языковых средств по-прежнему строится с позиций основных методических подходов – коммуникативно-ориентированного на деятельностной основе и культурологического и принципов системно-функционального, коммуникативно-частотного, этико-эстетического, изучения единиц языка во взаимосвязи всех их сторон.
В программе данного класса также вычленяется два больших раздела, отражающих речевое и языковое содержание курса: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Язык рассматривается как средство общения, речь – как способ общения. Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т. п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программу. На это ориентирует и построение федерального компонента содержания начального курса русского языка в Госстандарте. В разделе дается указание как на ознакомление с речеведческими сведениями, так и на овладение коммуникативно-речевыми умениями, связанными с умениями понимать мысль при восприятии чужой речи (слушании, чтении) и передавать смысл в собственной речи (говорении, письме).
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от круга освоения сведений о правилах, закономерностях построения речи, использования языковых средств. Изучение системы языка, его языковых средств остается важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. Это подчёркивается в разделе: «Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений».
Напоминаем, что курс русского языка разрабатывается как начальный этап единого систематического курса. Выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому (спиралевидному) принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Так, основное средство языка – слово – в 1 классе рассматривается в основном со стороны его строения – звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны формы и значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. На этой основе (фонетической, морфемной, лексической и морфологической) изучаются правила обозначения звуков на письме, вопросы правописания слов. В 3, 4 классах слово изучается как часть речи с позиций его функции (роли) в словосочетании, предложении и тексте, сначала как строительный материал их главных структурных частей, затем – как второстепенных.
Отбор сведений о лексических, фонетических, грамматических средствах языка соответствует требованиям «обязательного минимума» Госстандарта. Так, в курсе 4 класса в основном завершается формирование понятия о частях речи, а именно дается материал о склонении имен существительных, имен прилагательных, местоимений, спряжении глаголов и на их основе изучается правописание окончаний. В свою очередь на основе изучения форм частей речи конкретизируется языковая и речевая семантика предложений, текстов, глубже дается представление об их структуре. Дается общее понятие о предложениях с однородными членами и постановке знаков препинания при них. Внимание детей акцентируется на взаимосвязи интонационного и пунктуационного выделения слов, фраз, важных, значимых по смыслу.
Путь изучения всех языковых средств – от значения к форме, далее – к назначению (функции) в речи наиболее эффективный для их осознанного отбора детьми для решения речевых задач.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка. Организуется наблюдение над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок, синтаксических синонимов выражения сравнительных и других отношений).
Весь курс в целом предоставляет возможность учителю изучить русский язык так, чтобы знания по системе языка, его грамматике и правописанию можно было использовать в практической деятельности, то есть владеть нормами языка, речевого этикета, понимать и строить высказывания, общаться устно и письменно.
Усилен воспитательный потенциал начального курса русского языка. В программу введены специальные разделы и темы мировоззренченского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества, о необходимости сохранения богатства языка своего народа.
Содержание учебного материала дифференцируется на инвариантный и вариативный (в программе вариативный материал дается курсивом, в учебниках – маркировкой).
Программа обеспечивается учебником «Русский язык», 4 класс, части 1 и 2 (автор – Л.Я Желтовская), тетрадями к учебнику на печатной основе (авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), методическими рекомендациями по работе с учебником (автор – Л.Я. Желтовская).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (170 ч)

Речевое общение – 50 ч

Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная, диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо.
Речевая ситуация (с кем? – зачем? – при каких условиях? – о чём? – как?… я буду говорить/ слушать). Выбор формы, объема, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации.
Наблюдение над качествами речи: информационность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Речевой этикет (4 ч). Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге). Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение ее в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание.
Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Коммуникативно-речевые умения[1] (20 ч). Восприятие (понимание смысла обращенной к ребенку речи) устных и письменных высказываний, включающих две-три микротемы (типы и жанры указаны выше).
Слушание и восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, определение значимых по смыслу слов, выделяемых говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образных слов, слов с оценочными суффиксами, интонации, мимики, жестов);
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух – до 100 слов, про себя – до 130–140 слов в минуту); выразительное, с передачей как замысла автора, так и своего отношения к читаемому; контролирование своего чтения. Выявление непонятных слов, выражений, образов, уточнение их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям справочных источников. Предугадывание содержания текста, его частей по заголовку, пунктам плана, оглавлению. Понимание того, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи. Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, умение «читать между строк» – догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте.
Воспроизведение содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2–3 микротемами): дословное (устно – выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно – списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти); близко к исходному тексту (устно – пересказ, письменно – изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы); с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Создание (говорение, письмо) собственных высказываний (небольших по объему, с 2–3 микротемами), умения: продумывать содержание с учетом речевой ситуации, в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение, или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста; понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи; выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определенных суффиксов и пр.); произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного; писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость – до 45 букв в минуту при списывании, до 65–70 букв – при свободном письме) для относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге; составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника.